Катерина Плеханова: «Я всегда хотела выйти за рамки академической живописи»

По просьбе Marie Claire успешная российская художница, которая работает в техниках кубизма и конструктивизма, рассказала о том, почему женщин рисовать интереснее, чем мужчин, и в чем состоит главная сложность работы художника.

Marie Claire: Катерина, вы выросли в творческой семье, которая тесно соприкасалась с миром кино. Скажите, кем вы мечтали стать в детстве — пойти по стопам родителей или заняться какой-то противоположной профессией?

Катерина Плеханова: Да, я выросла в творческой семье кинематографистов. Моя мама 20 лет проработала на ЦСДФ. А после создала свою студию документальных фильмов. И все детство я проводила в командировках. Мы часто ездили по городам России и русским деревням, и уже тогда на сьемках я делала зарисовки сюжетов деревенской жизни.

По стопам родителей идти не хотела точно. Хотя у меня и был период, когда я увлеклась фотографией, но это был скорее эксперимент.У меня не было профессии-мечты, много кем хотелось стать. Но, конечно, мой выбор всегда был связан с творчеством.

По специальности вы художник-модельер. И насколько нам известно, вы работали в модной индустрии. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте (и почему сегодня предпочли сфокусироваться именно на живописи, а не на моде).

Да я действительно работала в модной индустрии. Будучи студенткой экономического факультета, я параллельно шила одежду на заказ, занималась росписью одежды, сумок, аксессуаров и стилизовала сьемки для разных проектов. Это было мое любимое дело, которое я совмещала с учебой и основной работой. И уже в то время участвовала со своей одеждой в первых дизайн-маркетах в Москве.

Меня пригласили в один крупный российский бренд, где я увидела всю кухню производства одежды — от создания эскиза до показа, съемки и выпуск продукции в магазин. И приняла решение создать свой бренд одежды и аксессуаров.

Закончила РГУ им. А.Н. Косыгина и начала развивать свое дело. Мы успешно работали четыре года, но обстоятельства сложились так, что пришлось его закрыть. И именно тогда я вновь вернулась к живописи и рисунку.

Во время учебы в РГУ им. А.Н. Косыгина я занималась с лучшими мастерами по академической живописи и рисунку, брала очень много уроков. Но уже тогда мне хотелось выйти за рамки академической, реалистичной живописи.

Я много писала, пробовала разные техники, материалы. И мне повезло, я договорилась заниматься живописью со своим другом Бахтиером Кавраковым. Он превосходный мастер, профессионал, преподаватель, живописец и очень талантливый человек. Именно он направил меня и показал, как работать в направлениях кубизма и конструктивизма.

Я окончательно влюбилась в это направление, стала заниматься живописью с еще большей страстью. Вот так с 2014 года моя мастерская по пошиву одежды полностью и окончательно реконструировалась в художественную мастерскую.

Вы работаете в техниках кубизм, конструктивизм, сезанизм. Чем вас они привлекают?

Сейчас я единственный российский молодой художник, который работает в этом направлении.

В кубизме и конструктивизме нет лишних линий. Художник выстраивает изображение, используя параллельные и перпендикулярные прямые, плавные заменяются на круги или полукруги. Это заставляет мозг работать, исследовать, градиенты цвета, отходя от главенства реалистичной живописи.

Какая характеристика вам больше подошла бы — человек вдохновения или талантливый ремесленник? Насколько легко вам выполнять картины на заказ?

Раньше я выполняла работы на заказ, мне было это интересно. Конечно, я не бралась за заказы сделать классические пейзажи. Все-таки «Утро в сосновом лесу» не про меня! На данном этапе мне интересен кубизм и конструктивизм.

Сейчас уже заказы не беру. В основном работаю с коллекционерами из России, США и Китая. Китайский арт-рынок последние несколько лет заинтересован в российских художниках.

Также принимаю участие в международных арт-ярмарках, выставляю живопись на SaatchiArt. Осенью планирую большую выставку в Москве и Санкт-Петербурге.

В ваших работах чувствуется насыщенность жизни и красота в каждом ее проявлении. Особенно цепляют изображения женщин — таких разных, но по-своему прекрасных. Любопытно также, что они обнаженные, но никогда не выглядят беззащитными. В них чувствуется гармония и сила. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих образах.

Обнаженные женщины на моих картинах — это про свободу, про красоту, про свет, про добро и про силу духа.

Какие современные женщины вас вдохновляют?

Если выбирать конкретного человека, то, конечно, меня вдохновляет моя мама. Но я в целом восхищаюсь женщинами — разными, сильными и свободными. Восхищаюсь женщинами, которые отбрасывают стереотипы и набираются смелости проживать свою жизнь, наслаждаясь каждым моментом. Таких сразу чувствуешь. Они интересны и наполнены особой энергией. Они светятся. И как бы это не звучало, но для меня это магия. Именно об этом я думаю, когда пишу мои картины.

Кстати, вы когда-нибудь рисуете мужчин (и если нет, то почему)?

Мужчин рисовала в институте, это было обязательно. Сейчас не рисую, может иногда какие-то скетчи, зарисовки, портреты друзей. По моему мнению, тело женщины намного интереснее и красивее, на него приятнее смотреть и писать (надеюсь, мужчины не обидятся; у них много других достоинств).

Женская природа вообще очень интересна в энергетическом плане. Это космос.

Если бы вы не стали художником, то чем бы занимались?

Определенно дизайном одежды. Это то, что я люблю. То, что получается у меня хорошо. Есть мысли когда-нибудь открыть творческое объединение — пространство, где можно было бы найти самое лучшее искусство — музыку, одежду, картины, книги и лекции.

Какие сложности вы видите в своей работе?

Бывает сложно начать работу, подойти к холсту. Мне кажется это можно сравнить с выходом на сцену перед большой аудиторией. Испытываешь такой приятный мандраж и немного оттягиваешь момент. А когда начинаешь писать, то уже и не остановиться.

Все свои картины я пишу исключительно в хорошем и приподнятом настроении. Если настроения нет, то я даже не подойду к холсту. Я думаю, поэтому все мои работы такие живые и яркие.

Бывает, что не всегда получается то, что ты задумал. И появляются сомнения, стоит ли показывать эту работу или нет. Например, бывает такое, что мне не нравится картина, которую я закончила. Я ее убираю, а спустя какое-то время достаю и понимаю, что это одно из лучших моих произведений.

Я, кстати, очень долго не показывала свои работы в кубизме. Мне казалось, что они не достаточно хороши. А сейчас смотрю на некоторые свои первые работы и понимаю, что это клад.

Над чем вы работаете сейчас?

Я продолжаю свою серию работ «Женщины», но теперь я работаю над кубизацией и обобщением телесных форм и сюжета картины. Не буду пока много об этом говорить. Посмотрим, что из этого выйдет.

А также я начала новую серию работ «На границе с Абхазией». Мое недавнее путешествием по горам на границе с Абхазией вдохновило меня. Природа вокруг была невероятно интересна. Меня заворожил цвет скал, который менялся от белого — через серый и розовый — к глубокому бордовому с вкраплениями мелких цветов, мха или ягод.

На небольшом куске скалы — целая жизнь. Мне сейчас хочется разложить на части. Все, как я люблю.

Насколько важен вам подходящий антураж для работы — определенная обстановка, музыка или тишина, время суток? Или важно лишь вдохновение?

Антураж важен. В моей мастерской много света, нет лишних вещей, много воздуха. А если работаю не у себя в мастерской (например, в отпуске или за городом), то всегда ищу светлое чистое пространство.

Работаю всегда под музыку. Не могу начать работать, если в студии, например, не убрано. Идеально, если работаю в первой половине дня. Но в целом, конечно, все это не так важно, когда есть драйв!

Если бы отныне мир стал лишь одного цвета, то какой цвет бы вы выбрали?

Смешивая много разных цветов, всегда получаешь какой-то один — уникальный. Поэтому можете выбрать сами. Для меня мир — это огромное многообразие всего, в том числе и цветов.

Представьте, что вы пишете автобиографию. Как бы вы ее назвали?

«Бери и делай!!!»

Фото: архивы героини