Хейтвотчинг: почему мы смотрим то, что нас раздражает | marieclaire.ru

Современный мир ежедневно генерирует идеи и тренды, которые стремительно захватывают внимание пользователей соцсетей. Несмотря на переполненность медиаполя, нас по-прежнему не перестают удивлять направления, связанные с треш-контентом.

Речь, однако, не о шокирующих кровавых зрелищах, а о триггерах, которые вызывают искреннее раздражение — и не менее искренний интерес. Почему мы не можем оторваться от просмотра того, что нас откровенно выводит из себя?

От ненависти к просмотрам

В медиасреде прижилось новое слово — хейтвотчинг (от англ. hate-watching) — привычка потреблять контент, вызывающий негативные эмоции. Важно: это не про случайное попадание на неприятный ролик. Это — про осознанный выбор. Мы не прекращаем просмотр раздражающего сериала после первой серии, а продолжаем смотреть все сезоны; не отписываемся от блогера, чье поведение нас бесит, — наоборот, регулярно отслеживаем каждую его публикацию.

постер сериала Smash

постер сериала Smash

Термин hate-watching стал популярным в 2012 году после выхода сериала Smash. Успех этого шоу заключался не в привычных нам положительных отзывах аудитории или в великолепной игре актеров, а в количестве просмотров. Многих возмущали заурядный сюжет и наигранность главных героев. И все же сериал, как правило, досматривали до конца.

Телевизионный критик The New Yorker Эмили Нассбаум призналась, что тоже «проглотила» сериал целиком, несмотря на все его раздражающие недостатки, — и назвала это поведение хейтвотчингом.

С тех пор прошло больше десяти лет, но феномен только набирает обороты. Взглянем на самые яркие примеры.

Jon Drinks Water

Название канала говорит само за себя. Джон — блогер, который просто… пьет воду. Вся концепция канала — в дегустации разных брендов бутилированной воды. Без особых комментариев, оценок или обзоров — только глотки (читайте также: «Что произойдет с мозгом, если ежедневно смотреть короткие видео по 30 минут — это важно знать»).

Звучит абсурдно, но аудитория Джона постоянно растет. Возможно, именно простота и превращает канал в объект хейтвотчинга. Потому что по-настоящему понять, в чем секрет его популярности, достаточно сложно. Возможно, дело в том, что повторяемое до абсурда действие (в данном случае — питье воды) становится своего рода медитативным перформансом, пусть и раздражающим.

Benjamin Bennett

Не менее странный канал, где автор по имени Бенджамин, улыбается. В самой улыбке или хорошем настроении нет ничего плохого, но уникальность контента заключается в том, что абсолютно во всех своих видео он забивается в угол и сидит неподвижно на протяжении 3-4 часов, улыбаясь на камеру. Единственные изменения, которые могут заметить подписчики канала — одежда. Только она придает очередному видео новый вид.

Кто-то из зрителей улыбается в ответ. Кто-то испытывает тревогу, переходящую в жутковатое оцепенение. Потому что наблюдать за неподвижным улыбающимся человеком часами — это на любителя. Видимо, действительно, есть вещи, на которые можно смотреть бесконечно: горящий огонь, течение воды… и улыбку Бенджамина?

Shelk Melk

Авторка этого канала обрела популярность благодаря своей страсти к меловым «дегустациям». Да, вы не ослышались: девушка ест мел на камеру, причем — с энтузиазмом гастрокритика. Видео с поеданием различных сортов мела вызывают бурную реакцию: кто-то испытывает отвращение, кто-то — странное эстетическое удовольствие. Удивительно, но аудитория канала не уменьшается, только растет.

Наверняка, в детстве многим говорили: «Если тебе не нравится каша, представляй, что вместо нее ешь мороженое». Интересно, что себе представляет девушка данного канала во время наслаждения мелом. Неужели холодный пломбир?

Webdriver Torso

Если предыдущие каналы хотя бы имели лицо, то здесь нас встречает чистый визуальный эксперимент. Канал Webdriver Torso — это тысячи роликов с движущимися геометрическими фигурами на белом фоне и сопровождающей их пищащей мелодией. Видимо, автор решил создать не только определенное настроение, но и частоту для лучшего восприятия зрителями.

Если вы не понимаете, кто смотрит подобный контент, можете смело спросить это у 200 000 человек, подписанных на канал. Как удалось набрать такое количество зрителей с геометрическим перфомансом и ультразвуком — вопрос, который до сих пор остается без ответа. Хейтвотчинг всему виной — однозначно (читайте также: «Бомбардиро Крокодило и Балерино Капучино захватывает соцсети — почему нам так нравится этот абсурд»).

Skippy62able

Настоящая звезда хейтвотчинга — L.A. Beast, он же пищевой каскадер. Его канал — это видеодневник экстремальных дегустаций: от килограммов масла и бургеров до опасных пауков и колючих растений. За скоростное употребление аппетитных и не очень вещей он даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Многие сравнивают подобный контент с АСМР — тем самым гипнотическим «наблюдением за процессом». Но, если АСМР основывается на звуковых ощущениях, то в данном случае зрители получают эмоции от визуального ряда.

Интересно, что такой контент часто смотрят люди, сознательно ограничивающие себя в пище. Психологи предполагают: мозг пытается обмануть голод визуальным насыщением. Однако подобные действия и контент канала не несет ничего полезного в массы, а лишь пропагандирует неоправданные эксперименты над организмом.

Вреден ли хейтвотчинг?

В малых дозах хейтвотчинг может быть даже полезен. Он помогает понять собственные вкусы, формирует критическое мышление, а иногда и объединяет людей в комьюнити — пусть даже основанное на недовольстве.

Но есть и обратная сторона. Привычка «питаться раздражением» часто говорит о неудовлетворенности собственной жизнью, потребности в самоутверждении или зависимости от негатива. Обычно это приводит к тому, что человек попадает в ловушку собственного недовольства, отравляя свою жизнь новыми проблемами.

Так что в следующий раз, досматривая раздражающий сериал до конца, просто спросите себя: зачем я это делаю?

Фото: постер сериала Smash, скриншоты каналов Jon Drinks Water, Benjamin Bennett, Shelk Melk, Webdriver Torso, Skippy62able; социальные сети maisonseasons, livia