Погоня за люксовыми вещами и первыми местами в рядах на Неделе моды медленно, но верно уходит в прошлое. Демонстрировать свой достаток с помощью брендов и кричащих логотипов — отголосок культуры потребления. Перед нами очередная проходящая тенденция или тихая роскошь станет реальностью?
Что такое показное потребление и как оно разрушает нашу жизнь?
Термин «демонстративное потребление» впервые введ в обиход экономист Торстейн Веблен.
Показное потребление — это покупка дорогих и часто ненужных вещей ради того, чтобы произвести впечатление на других людей и подчеркнуть свою принадлежность к более высокому социальному классу.
В мире наступила эпоха инклюзивности: сегодня вы можете выглядеть, как захотите, заниматься тем, что велит душа, и не бояться общественного осуждения. Бренды и говорящие логотипы уже не являются истинным показателем достатка, ведь в погоне за социальным одобрением многие месяцами экономят на базовых потребностях вроде еды, чтобы один раз показаться на встрече с друзьями с новой сумочкой от Miu Miu (читайте также: Birkin за 500$: как покупка суперфейков стала протестом против вещизма).
С психологической точки зрения желание выделяться из толпы с помощью своего гардероба обусловлено двумя причинами:
Стремление быть, как все (стадное чувство);
Желание выделяться из толпы (эффект сноба);
Как понять, что вы зависите от показного потребления?
Вы нерационально распределяете свой бюджет и совершаете покупки каждый день: причем в корзину попадают, как нужные, так и абсолютно бессмысленные вещи, которые принесут лишь быстрый дофамин и никакой пользы;
Вы хотите повысить свой социальный статус, создав видимость богатства. Очень важно, что это именно видимость, то есть на самом деле на данном этапе вы не обладаете достаточным количеством денег и ресурсов, чтобы обеспечить себе беззаботную жизнь в окружении тяжелого люкса;
При выборе товаров вы всегда обращаете внимание на ценник — пускай вещь не отличается качеством, зато все будут знать, что она стоит десятки тысяч рублей. Не менее важным оказывается эксклюзивность товара;
Перед тем, как выйти из дома, вы обязательно думаете, что ваш внешний вид гарантировано вызовет зависть у окружающих.
Уже по перечисленным выше характеристикам нетрудно понять, что культура потребления разрушает в нас личность: люди начинают гоняться за видимыми преимуществами, полностью забывая о своей природе. Сегодня мы всеми силами пытаемся найти основательность и смысл, поэтому мир, нацеленный на ностальгию и человечность, изрядно утомился от фешенебельной пустоты. Если у вас отберут все люксовые вещи, каким человеком вы останетесь? Что вы любите, о чем мечтаете?
Основная проблема состоит в том, что показное потребление становится зависимостью. Если вы начинаете демонстрировать свой достаток с помощью вещей, то статус, естественно, приходится поддерживать. Так вы попадаете в бесконечную воронку трат и долгов и все больше теряете себя (читайте также: Почему покупки на маркетплейсах — это билет в бедность?).
Почему показное потребление опасно для общества?
Рост социального неравенства
Показное потребление усиливает разрыв между богатыми и бедными, поскольку многие стремятся выглядеть богаче, чем они есть на самом деле, часто влезая в долги ради поддержания статуса. Это порождает экономические проблемы и усиливает социальное расслоение: люди, которые не могут позволить себе роскошные вещи начинают завидовать, постоянно находятся в раздраженном настроении — в обществе возрастают недовольства;Неправильные приоритеты в расходах
Люди направляют ресурсы не на удовлетворение своих реальных потребностей, а на демонстрацию статуса, что приводит к финансовой нестабильности и ограничивает возможности для инвестирования в образование, здоровье или развитие (читайте также: Что такое медленный шоппинг и как он может сделать вас счастливее);Социальное давление
Культура показного потребления формирует нормы, при которых отказ от гонки за статусом воспринимается как отклонение от общества, а скромность становится неприличной чертой. Это приводит к психологическому давлению и страху социальной изоляции, возрастает уровень одиночества, который и так сильно превышает показатели;Эгоизм становится правилом, а не исключением
Демонстративное потребление часто связано с нарциссизмом и стремлением повысить самооценку с помощью внешних атрибутов. Любовь и дружба утрачивают глубину и искренность;Демонстративное проявление агрессии и зависти
Показное потребление вызывает у окружающих неоднозначные реакции: с одной стороны оказывается интерес, с другой — агрессия и зависть. «Социальный климат» ухудшается, воцаряется разрыв и непонимание;Формирование «псевдоуспеха»
Многие используют показное потребление, как способ компенсировать нереализованный потенциал или недостаток признания в жизни, что ведет к искусственному созданию имиджа и снижает мотивацию к реальному развитию;Влияние на зумеров
Молодежь особенно восприимчива к демонстративному потреблению, как способу социальной адаптации и самовыражения. Зумеры идут на финансовые риски и сталкиваются с чередой психологических проблем из-за невозможности соответствовать «идеалам».
Эпохе потребления приходит конец?
Демонстративное потребление можно назвать криком о помощи. В моменты экономической нестабильности люди вынуждены выделяться хоть чем-то: успехов на работе добиться сложнее, чем когда-либо, найти уникальность через хобби тоже нелегко. Складывается ощущение, что все вокруг богатые, успешные и оригинальные. Все, кроме вас.
Именно поэтому единственным доступным способом становится погоня за вещами. Попытка через бренды показать свое личное превосходство. Только вот в социальных сетях такой путь к успеху все чаще начали осуждать, а люкс с каждым днем теряет аудиторию.
Сегодня в моде естественность — достаточно быть настоящим человеком и иметь личное мнение. Правда, пока остается неясным, перед нами очередной тренд на откровенность и «чистоту» или эпоха потребления действительно доживает свой век.
Фото: социальные сети @kyliejenner, @emilisindlev