В последнее время квартирный вопрос встал так остро, как никогда раньше. Проценты по ипотеке оставляют собственное жилье в ранге несбыточной мечты, а цены на аренду повышаются с каждым днем. Решить глобальную проблему своими силами люди, конечно, не могут, однако достойный ответ жестокой реальности все-таки придумали. Разбираемся, что такое квартирный туризм и почему он лишь усугубляет наше положение (читайте также: Как должна выглядеть ваша квартира когда вам 25, 30, 40 и 50 лет).
Что такое квартирный туризм?
Квартирные туристы — это люди, которые активно интересуются недвижимостью, записываются на просмотры, ведут переговоры с риелторами, добавляют предложения в список «избранных», но в конечном итоге не заключают сделки и не приобретают в собственность. И дело вовсе не в том, что варианты не нравятся или не подходят — просто так называемые туристы и не планировали покупать. В большинстве случаев у таких людей нет денег, интереса и цели, а просмотры — всего лишь новый вид развлечения.
Из-за этого течения на рынке создается иллюзия оживленного спроса, которая создает ложное представление о реальном положении дел у покупателей, которые действительно планируют приобрести дом или квартиру.
Москва — столица квартирного туризма
В регионах страны тренд на квартиринг еще не успел набрать достаточную популярность, главной ареной для «представлений» стала Москва. Аналитики говорят, что доля квартирных туристов с 15% в марте увеличилась до 30% в мае и начале июня. Возникает логичный вопрос: почему это течение стало популярно?
Финансовые эксперты связывают рост квартирных туристов с рублевыми банковскими вкладами, срок которых истекает как раз летом текущего года. Вкладчики сомневаются, что высокая доходность депозитов сохранится, и хотят «заморозить» свои деньги старым проверенным способом — вложиться в недвижимость.
Рассматривая покупку квартиры лишь как один из возможных вариантов сохранения своих средств, квартирные туристы создают мнимый ажиотаж. Реальное количество сделок не увеличивается, а высокие цены за квадратный метр, кажется, и не собираются падать. Тем не менее квартиринг является попыткой людей искусственно сделать потенциальную покупку жилья доступнее, ведь отложенный спрос способен понизить процент по ипотеке (читайте также: Как снять квартиру в два раза дешевле: 10 лайфхаков от эксперта по недвижимости).
Почему людям нравится статус «квартирного туриста»?
Собственники и риелторы расценивают квартирных туристов скорее как мошенников, ведь по факту люди банально пользуются случаем прикоснуться к роскоши, при этом обманывая чужие ожидания. Однако чужое мнение сторонников квартиринга совершенно не останавливает. Почему же довольно странный и необычный тренд пользуется такой популярностью?
Во-первых, зачастую «туристы» назначают просмотры объектов, которые не могут себе позволить. Так, например, люди ездят на просмотр особняков на Рублевке или элитных апартаментов в Москва-Сити, в рамках которых радушные хозяева устраивают чаепития и нередко дают свои контакты для связи. Все мы прекрасно понимаем, что владельцы таких квадратных метров относятся к привилегированному классу, возглавляют крупные компании или относятся к селебрити и светской тусовке. Получается, что обманным путем квартирные туристы хотят прикоснуться к обществу, доступ к которому в обычной жизни не имеют.
Второй немаловажный фактор популярности — любовь населения к культуре маркетплейсов. Фактически просмотры квартир, которые вы не можете и не хотите приобретать, можно сравнить с бесцельным скроллингом ленты онлайн-маркетов. Ведь и товар можно добавить в корзину, но в итоге не оплачивать. Виртуальную реальность квартирные туристы решили перенести в жизнь: их дни заняты посещением различных пространств просто для того, чтобы посмотреть (читайте также: Почему покупки на маркетплейсах — это билет в бедность?).
Мнение эксперта

гендиректор ООО «Инком», академик МАИН, Президент Инновационного кластера Брикс
Личный сайтВ последнее время такой вид развлечений появился у аудитории, активно пользующейся социальными сетями и контентом. Молодые люди смотрят объекты недвижимости, снимают фото и видео и выкладывают в соцсети, не покупая ничего!
Могу сказать, что такие услуги могут предоставлять только неквалифицированные специалисты по аренде или продажи недвижимости. В солидных компаниях подобных случаев обычно не бывает, поскольку перед показом и просмотром объекта фиксируют все персональные данные, финансовые возможности и реалистичность приобретения, заключается договор на просмотр.
Возможно, такие инциденты как раз связаны с агентами, которые ведут самостоятельную деятельность и не заключают договоры. Во многих регионах есть практика платных показов и подбора помещений, поэтому вряд ли такой «затейник» согласится платить аванс, ведь полная сумма возвращается клиенту только после сделки. На мой взгляд, это вообще опасная для собственников недвижимости практика, поскольку объект является частной собственностью, и как правило, материалы по продаже, фото и видео являются конфиденциальной информацией, а проникновение людей с непонятными намерениями могут привести к кражам и мошенничеству (читайте также: Мошенники могут завладеть вашей недвижимостью, если вы не сделаете эти 8 важных вещей).
Конечно, сейчас и на агрегаторах поисковых систем очень много недостоверной информации и мошенников, которые используют чужую собственность в частных целях. Недавно был скандал, связанный с тем, что в арендном элитном пентхаусе в Москва-Сити, который выставили на продажу, устроили вечеринку. Я думаю, что эта тема не станет популярной, поскольку все-таки на рынке больше профессиональных риелторов.
Фото: социальные сети @abigaiilcomrie, @hanalerthh, @lexielearmann, @nicolabathiemclaughlin, @dualipa