Лучше «Матрицы» и «Начала»: 8 японских мультфильмов, которые изменят ваше сознание
Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Среди людей, далеких от японской культуры, аниме заработало себе довольно нелестную репутацию. Его воспринимают как некий жанр бездумной и безнравственной анимации с характерной рисовкой персонажей. На самом деле, аниме — это самостоятельное направление анимационного искусства, которое неразрывно связано с японской культурой и отражает разные ее грани. Диапазон аниме простирается от высочайших достижений графики и драматургии до непритязательной массовой продукции, которая и сделала плохое имя всему направлению. Вместе с онлайн-кинотеатром IVI мы выбрали 8 японских мультфильмов и мультсериалов, которые изменят ваше представление об аниме и дадут серьезную пищу для размышлений.

«Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2002-2005)  

Манга (японский тип комикса или графического романа) Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах» впервые вышла в 1989 году, и с тех пор не раз была экранизирована как в аниме, так и в кино. Это произведение стало важной частью киберпанка — жанра научной фантастики, в котором сверхтехнологичное общество будущего представляется в антиутопическом свете. События сериала разворачиваются в Японии в 2024 году, где искусственный интеллект уже развит настолько, что может заменить человеческую личность. Именно таких киберлюдей и называют призраками в доспехах.

«Аниматрица» (2003)

В 2003 году, параллельно с выпуском двух завершающих частей трилогии «Матрица», сестры Вачовски решили отдать дань уважения жанру, которым они во многом вдохновлялись сами — киберпанковому аниме. Вачовски пригласили на проект команду японских и американских режиссеров, а сами выступили сопродюсерами и соавторами сценария. Итогом работы стала предыстория мира «Матрицы», рассказанная в девяти отдельных новеллах. Каждый из мини-рассказов выполнен в своей визуальной технике: традиционная рисовка аниме перемежается с передовой на тот момент 3D-анимацией.

«Паприка» (2006) 

В научно-фантастическом триллере Сатоси Кона действие происходит в недалеком будущем, где ученые изобрели устройство «ДС Мини» для лечения психических заболеваний, которое позволяет вторгаться в сны пациентов и записывать их. Сюжет может напомнить фильм Кристофера Нолана «Начало». Один из самых кассовых и общепризнанных триллеров современности был вдохновлен не только сюжетом «Паприки», но и ее психоделичным визуальным языком.

«Бездомный бог» (2014)

Как и значительная часть аниме, этот сериал создан на основе одноименной манги. В основе сюжета лежит японский миф о том, что боги, отвечающие за разные сферы существования, живут только до тех пор, пока люди о них помнят, приносят им пожертвования и молятся им о помощи. Главный герой — малоизвестный бог гибели Ято, который остался на грани забвения из-за низкого уровня убийств в Японии. Чтобы вернуть себе имя, он начинает выполнять желания всех людей, встречающихся ему на пути. Однажды девушка по имени Ики Хиери  спасает его от автокатастрофы, но сама оказывается на границе мира людей и мира демонов. Чтобы вернуться в мир живых, Хиери придется вместе с Ято путешествовать по загробному миру. Глубокая история о дружбе, поисках себя и борьбы с внутренними демонами рассказана через призму японского фольклора.

«Ди.Грэй-мен» (2016)

На погружение во вселенную сериала «Ди.Грэй-мен» стоит выделить немало времени: уже доступно 103 эпизода по 20 минут каждый. «Ди.Грэй-мен» также основан на манге, выпуск которой начался в 2004 году и продолжается до сих пор. Действие происходит в альтернативной Европе XIX века, где все герои обладают сверхчеловеческими способностями. Самый могущественный из них, Тысячелетний Граф, способен создавать демонов, с помощью которых он хочет уничтожить мир. Естественно, находятся те, кто готов ему противостоять. Но «Ди.Грэй-мен» и любят миллионы зрителей, потому что это сюжет представляет собой не только историю о борьбе добра и зла, но и эпичную трагедия о любви, смерти и борьбе человеческого начала с внешними мистическими силами. 

«Укрась прощальное утро цветами обещания» (2018)

Режиссерский дебют известной аниме-сценаристки Мари Окады критики встретили с восхищением. В своей работе на стыке фэнтези и психологической драмы она показала отточенное до мелочей мастерство сторителлинга и зрелое художественное видение. В яркую обертку из драконов, замков и магических существ завернута очень личная история про материнство и боль потери. Главная героиня Макия— бессмертная эльфийка, чудом пережившая гибель своего племени. Прячась в лесу от войны, она подбирает только что осиротевшего младенца Эриала и решает растить его как родного. Глазами нестареющей Макии мы наблюдаем, как взрослеет, а затем и стареет сын, как меняются их непростые отношения, и как человеческая жизнь пролетает в череде горестей и забот.

«Мирай из будущего» (2018)

Полнометражный мультфильм еще одного признанного мастера современной анимации Мамору Хосоды. В основу сюжета легли сказки писателя Юкиро Сикосо. Главный герой — мальчик Кун, у которого в возрасте четырех лет появляется сестра Мирай. Первенец очень ревнует родителей ко второму ребенку и прячется от волнений на задний двор, где растет волшебное семейное дерево. Однажды он попадает в волшебный мир, где переплетается прошлое, настоящее и будущее его семьи. Благодаря этому путешествию его взгляд на вещи меняется. Под видом детской истории спрятана многоплановая взрослая драма. Режиссер задает зрителю глубокие вопросы о супружеских отношениях, рождении и воспитании детей, а также мотивирует задуматься о сохранении семейной истории и памяти.

Мегатон Мусаси (2021) 

Футуристическая антиутопия, которая точно понравится подростающему поколению. Большая часть земной жизни погибла во время инопланетного вторжения. Небольшая горстка выживших людей поселилась в убежище. Они не помнят ничего о катастрофе и живут в виртуальном пространстве, которое воспринимают как реальность. Но трое подростков из убежища узнают о том, что их реальность ложная, и решаются это исправить. 

Вам пригодится:

Подписка ivi на 1 месяц.
Купить
Реклама. ООО "Яндекс"

Об эксперте:

ivi
ivi

─ крупнейший онлайн-кинотеатр России, аудитория которого превышает 48 млн уникальных посетителей в месяц. Любимые фильмы, сериалы/мультфильмы можно скачать и смотреть в режиме офлайн, если в дороге или заграницей нет доступа в интернет.

Фото: кадры из мультфильмов