Можно сказать, что актерский путь был изначально предначертан Марион Котийяр. Ее родители тесно связаны с миром искусства: отец некоторое время был актером-мимом и театральным режиссером, а затем начал преподавать актерское мастерство в Высшей школе драматического искусства вместе со своей женой. Юная Марион была частым гостем театральных репетиций, постепенно ей стали доверять роли в детских спектаклях. Ее сразу же захватил вихрь творческой жизни: «Мои родители были актерами, так что я вращалась в артистических кругах. Все мое детство меня сопровождала эта фантастическая энергия и красочные истории. И это было невероятно. Когда я была еще очень маленькой, я видела пьесы, которые не рассчитаны на детскую аудиторию, и эти моменты явственно отпечатались в моей памяти. Обычно это происходило, когда няня не могла прийти, и маме приходилось брать с собой меня и братьев на какой-нибудь трехчасовой спектакль про Древнюю Грецию. Это было безумно – и наша мама тоже сходила от нас с ума. Я помню актеров, с которыми дружили мои родители. Они казались мне нормальными, обыкновенными людьми, а потом на сцене они превращались в собак или кошек. Настоящее безумие. Насколько помню, я всегда хотела быть актрисой» – признавалась Марион в интервью The Talks.
Несмотря на яркую сценическую жизнь с юных лет, Котийяр говорит, что в жизни она была тихим и меланхоличным ребенком, склонным к долгим размышлениям и одиночеству. «В возрасте семи лет я стала задумываться об экзистенциальных вопросах: где мое место в мире, откуда мы все появились, почему я здесь» – рассказывает актриса. Ее всегда привлекали трогательные и глубокие истории. Когда в детстве она увидела в кинотеатре картину «Инопланетянин», то так расчувствовалась, что ее пришлось увести из зрительного зала. Благодаря отцу она познакомилась со старыми немыми фильмами. После просмотра она любила примерять на себя образы Луизы Брукс и Греты Гарбо.
К вопросу образования Марион подошла серьезно: она окончила Консерваторию драматического искусства и дополнительно занималась на вокальных курсах. Ее дебют на экране состоялся в сериале «Горец», когда ей исполнилось 19, а «Такси» Люка Бессона подхватило актрису и стремительно унесло на вершину популярности уже через четыре года.
В серии комедийных боевиков про гонщика-таксиста и его друга, неудачника-полицейского, Марион сыграла взбалмошную дочь грозного генерала, которая собирается замуж за главного героя. Актеры, появившиеся в этом фильме, буквально проснулись известными. Однако именно после первого громкого успеха Марион задумалась об уходе из большого кино. Все роли, которые ей предлагали после «Такси», казались амбициозной актрисе слишком плоскими, легковесными и похожими на уже сыгранный ею образ. Создавалось ощущение, что режиссеры не видят в ней серьезную артистку. Тогда Марион сказала своему агенту, что собирается завязать с кинокарьерой и полностью посвятить себя работе в Greenpeace. С огромным трудом ему все-таки удалось уговорить актрису сходить на последний кастинг. Это были пробы в проект Тима Бертона «Крупная рыба», которые актриса успешно прошла. В этом фантазийно-сказочном кино партнерами Марион про съемочной площадке стали Юэн МакГрегор, Джессика Лэнг, Хелена Бонем Картер, Стив Бушеми и Дэнни ДеВито, а сама картина была высоко оценена критиками и завоевала зрительскую любовь. После участия в этом проекте, карьера Марион заиграла новыми красками, перед ней открылись блестящие перспективы в мировом кинематографе.
Но актриса была верна и французским метрам, благодаря которым попала в этот волшебный мир большого экрана. В 2007 году она исполнила главную роль в фильме Оливье Даана «Жизнь в розовом цвете», повествующем о трудном жизненном пути одной из самых знаменитых французских певиц всех времен – Эдит Пиаф. Актрисе пришлось пойти на ощутимые жертвы во имя Мельпомены: ради этой роли она сбрила брови и обрезала волосы. А нанесение грима для образа пожилой певицы ежедневно отнимало до пяти часов. Тем не менее, усилия актрисы и всей съемочной группы оказались не напрасны: Марион Котийяр получила «Оскар» за эту роль.
Однако после перевоплощения в величайшую французскую певицу актриса еще долго ощущала на себе влияние этого фильма. Ее настолько сильно поглотил образ Эдит Пиаф, что она какое-то время продолжала сбривать собственные брови, подрисовывая вместо них тонкие ниточки, повторяла ее прическу. Иногда она замечала, что говорит не своим голосом, а более низким, хриплым. На протяжении восьми месяцев актриса не могла избавиться от преследовавшей ее роли. «Я испробовала все, – рассказала Марион в интервью The Guardian, – Я делала экзорцизм, используя соль и огонь, ездила на Бора-Бора, чтобы сбежать от нее. Посетила даже Мачу-Пикчу в Перу, чтобы провести древний шаманский очистительный ритуал, но, наконец, поняла, почему у меня не получалось с ней расстаться. Ее бросили, когда она была ребенком. Самый ужасный ее страх – это остаться в одиночестве».
Способность глубоко вживаться в роль и пропускать ее через себя – безусловно, черта блестящей актрисы (вовремя прощаться с ролями – тоже полезный навык, которым Марион овладела со временем). В ее огромных глазах отражаются все душевные переживания и тревоги; кажется, что они в любую минуту могут наполниться слезами. А еще они могут менять цвет: в пасмурные дни они приобретают серый оттенок, а в солнечные – голубой. Некоторые сравнивают ее взгляд со взглядом Мона Лизы – такой же завораживающий и противоречивый. Околдовали эти глаза не только зрителей, но и многих известных и красивых мужчин: в прошлом за ней числятся романы с музыкантом Сенклером и актерами Жюльеном Рассамом, Стефаном Гуэрин-Тилли и Гаспаром Ульелем.
И все-таки, никто из них не смог надолго задержаться в сердце очаровательной француженки. Это удалось только актеру и режиссеру Гийомому Кане, с которым актриса познакомилась на съемках мелодрамы «Влюбись в меня, если осмелишься». Но отношения у этой пары завязались не сразу, ведь в момент работы над фильмом, в 2003 году, актер был женат на Диане Крюгер. Однако искра, проскочившая между Марион и Гийомом на съемках, не могла пройти бесследно. Вскоре актер развелся с супругой и начал встречаться с Котийяр. В 2008 году пара даже объявила о помолвке, но до свадьбы дело пока не дошло. Сейчас актеры живут в счастливом гражданском браке и имеют двоих детей. Сын Марсель родился в 2011 году, а через 6 лет на свет появилась дочь Луиза.
Личное счастье Марион подкрепляется и успешной карьерой. Ее приглашают в свои проекты многие известные голливудские режиссеры. Она уже поработала с Вуди Аленом в фантастической мелодраме «Полночь в Париже» и дважды снялась в фильмах Кристофера Нолана – в «Начале», которое стало обладателем четырех статуэток «Оскар», и в продолжении популярной истории про бэтмена «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Кстати, Нолан так сильно хотел заполучить в актерский состав супергеройского фильма французскую актрису, что даже подогнал график съемок под ее беременность и рождение ребенка. Она приступила к работе над картиной спустя два месяца после родов.
Популярность всегда сопровождается пристальным вниманием мировых таблоидов, с которым актрисе было очень непросто смириться. Она признается, что не стала чувствовать себя раскрепощеннее или увереннее в после того, как о ней заговорил весь мир: «Неуверенность вообще присуща актерам. Когда я начала давать интервью и общаться с незнакомыми людьми – я чувствовала себя как в ночном кошмаре. Но я научилась справляться с неуверенностью, привыкла к интервью. Хотя это всегда странно, когда ты должен что-то рассказывать незнакомому человеку, который задает о тебе вопросы. Это действительно чудной процесс».
И все-таки Марион иногда умеет расслабиться на интервью и рассказывает о том, чем любит заниматься помимо карьеры. Так в 2014 года она поделилась с изданием Interview, что музыка – это ее второе призвание. «Я начала писать музыку, и мне стало нравиться, что у меня получается. Это новая возможность для меня выразить то, что мне близко. Потому что, когда я играю роль, это все равно не я. Я ищу новый подход, и еще точно не знаю, что это будет. Но я знаю, что в один прекрасный момент я буду готова поделиться этим со всем миром». Актриса уже успела сняться во многих клипах и даже выступить на одной сцене с французским исполнителем и обладателем премии «Грэмми» – Yodelice. «Когда я отправилась с ним в тур, я немного подыгрывала ему на бас-гитаре, барабанах и клавишных. Но я не профессиональный музыкант. Если вы просто дадите мне в руки бас-гитару и попросите поимпровизировать или даже пригласите музыкантов, чтобы я за ними повторяла, я не смогу этого сделать. И мне бы хотелось, чтобы это изменилось. Я хочу играть в группе наравне с остальными, без того, чтобы им приходилось мне говорить: “смотри, тебе надо делать это так”. Ведь музыка всегда была частью моей жизни, я без нее не могу. Через музыку я понимала все даже в странах, где не знала национального языка».
Музыкальность Марион проскальзывает в некоторых ее киноработах, а в мини-фильме Dior «Enter the Game» ей удалось продемонстрировать свои хорошие вокальные и пластические данные. Модный дом часто задействует девушку в различных проектах, ведь с 2008 года она стала единственной французской посланницей Dior. А четыре года спустя актриса решила проявить тонкий вкус и эстетику в дизайнерской работе – она создала собственный дизайн сумки Lady Dior. Свой эскиз она проработала до малейших деталей, вплоть до швов и застежек.
Марион Котийяр в рекламных кампаниях Dior:
Очевидно, дизайнерская деятельность тоже пришлась актрисе по вкусу. Совместно со швейцарским ювелирным домом Chopard она занялась новым направлением в дизайне драгоценных изделий. В «этических» или «зеленых» украшениях, которые создает Марион, используются материалы, добытые без применения рабского труда и без нарушения экологического баланса природы. «Вы разрабатываете дизайн украшений, думая о людях, которые будут добывать для вас нужные камни, и это обеспечивает совсем другую энергию, – рассказала актриса американскому глянцевому изданию Women's Wear Daily, – почему эти прекрасные вещи должны превращаться в кошмар для тех, кто добывает сырье?».
Актриса давно известна своим добрым сердцем и любовью к нашей планете. Она убежденный борец за экологию и представитель Greenpeace. В 2013 году, когда 28 активистов-экологов и двое журналистов были задержаны российскими пограничниками в Арктике, актриса вышла на акцию протеста у здания Лувра. Вместе с ней в импровизированной клетке стояли общественные деятели, политики и люди искусства. Марион держала в руках плакат: «Я защитник климата». Акцию поддержали в других странах, в защиту задержанных высказались и другие известные люди, например, Мадонна. В результате громкого мирового резонанса экологи и журналисты были сначала выпущены под залог, а затем и вовсе амнистированы.
Несмотря на свою широкую общественную деятельность, Марион Котийяр продолжает активно сниматься в кино. В 2015 году она появилась вместе с Майклом Фассбендером в британском проекте «Макбет». Масштабная картина базировалась на шекспировском сюжете, поэтому создателям было так важно сохранить исходную атмосферу и язык того времени. Майкл отзывается о своей партнерше по съемочной площадке в восторженных тонах: «Меня восхищает ее актерская смелость — отважиться на Шекспира, будучи француженкой: ведь ей пришлось освоить едва ли не самую сложную форму английской речи. Себя я не могу представить говорящим по-французски в экранизации Вольтера, например. Марион великолепно справилась. Она выглядит очень естественно и органично в этой роли, находя в своем персонаже неочевидные и глубокие нюансы. Она так вживается в роль, что даже страшно становится» (читайте: Майкл Фассбендер: «Мы все немного сумасшедшие. Я и сам сумасшедший»)
После шекспировской трагедии, кажется, для этой актрисы не существует ролей, которые оказались бы ей не по плечу. В этом году стало известно, что Марион может сыграть в русском фильме «Декабрь» о последних днях жизни Сергея Есенина. Режиссер будущей картины – Клим Шипенко (известный по киноленте «Салют-7») еще не определился с актером, который воплотит на экране образ русского писателя-хулигана, а вот в роли Айседоры Дункан он хотел бы видеть именно Марион. Продюсеры уже отправили актрисе приглашение – остается дождаться ее ответа. «Декабрь» выйдет на экраны не раньше конца 2019 года, но утвердить окончательный актерский состав и приступить к съемкам создатели планируют уже в ближайшее время.
Фото: Getty Images, Legion-media, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), архив пресс-служб