Если слово «рейв» все еще ассоциируется у вас с дикими ночными техно-вечеринками, на которых молодые люди странно танцуют, употребляют алкоголь и запрещенные вещества в больших количествах, то сейчас ваш мир перевернется. Ведь современные рейверы — это тусовщики, которые предпочитают отрываться по полной при дневном свете под зажигательные биты диджея, стоящего рядом с бариста в их любимой кофейне. А еще многие из них — отъявленные ЗОЖники. Поэтому предпочитают потягивать не алкогольные коктейли, а овсяный латте или лавандовый раф (читайте также: «Выберите ваш любимый кофе, а мы расскажем все о вашем характере»).
Вполне возможно, вы сейчас вообще не понимаете, что происходит, и как те самые пугающие рейверы из 1990-х превратились в осознанных модников. Что ж, давайте разбираться вместе.
Как зародился тренд на «кофейные рейвы»?
Первые вечеринки, получившее название coffee rave («кофейный рейв») или coffee morning club («клуб утреннего кофе»), прошли в конце 2024 года в локальных кофе-шопах Амстердама и Лондона, а позже — Нью-Йорка и Торонто. И вот, к весне 2025 года, этот тренд охватил весь мир, включая Москву. Например, формат «кофейных рейвов» уже затестировали такие столичные заведения, как Cups, Rockets Concept Store, Saga Coffee, Naomi Bistro и Croissant Atelier. Некоторые кофейни даже создали специальные меню для таких мероприятий, предлагая гостям необычные авторские напитки.
Как проходят «кофейные рейвы» и кто на них ходит?
Обычно кофейни анонсируют «кофейные рейвы» в соцсетях заранее, чтобы гости могли подстроить свои графики. Все-таки среди них встречаются не только фрилансеры, которые сами себе начальники, но и офисные работники с фиксированным дневным перерывом и двумя выходными в конце недели.
Мероприятие может стартовать в любое время с 10.00 до 15.00 и длиться 2-4 часа. Вход, как правило, свободный или составляет символическую сумму. Тут работает простой бартерный принцип: с гостей — хорошее настроение и желание потанцевать «на трезвую», с кофейни — вкусные безалкогольные напитки и зажигательные диджей-сеты.
Впрочем, бывают и исключения, когда «кофейные рейвы» совмещаются с экспозициями современных художников, живыми инсталляциями и интерактивными выставками, объединяющие визуальное искусство с ритмичной энергией музыки и культурой кофе. Это слияние чувственных впечатлений практикуется на дневных вечеринках на Ближнем Востоке — например, в Бейруте и Дубае. И тогда кофейня превращается в настоящий культурный центр, за вход в который все-таки придется заплатить кэшем, а не просто улыбкой.
Формат «кофейных рейвов» привлекает самую разную публику — от осознанных зумеров, стремящихся к новому культурному опыту, до ностальгирующих по временам отчаянных тусовок миллениалов. Последние уже не могут позволить себе такую же беспечность, как в юные годы — все-таки на работу вставать к 8 утра, а дома ждут жены с детьми — но расслабиться и потанцевать-то хочется!
На дневных вечеринках в разных странах также часто можно встретить цифровых кочевников или просто творческих людей из самых разных сфер (читайте также: «Меньше работать и жить проще: все о „дауншифтинге“ — тренде, которому уже следуют миллионы»).
Почему вообще появился такой формат вечеринок?
Спойлер: все благодаря зумерам.
Наверно, вы замечаете, как мир активно подстраивается под зумеров — поколение, представителям которого сейчас от 13 до 33 лет. Они составляют четверть населения планеты, и их привычки и взгляды меняют все: от рабочих пространств до культуры отдыха.
Так, например, работодатели привлекают зумеров, превращая офисы в настоящие мини-города. Теперь внутри офисных зданий есть не только бесплатные кофейни и фитнес-залы для сотрудников, но также и дендрарии, кабинеты психологов, комнаты для медитаций, дегустаций и мастер-классов и даже зоны с шезлонгами у бассейна. Все потому, что зумеры твердо убеждены в том, ментальное здоровье и удовольствие от жизни важны не меньше, чем карьера.
Рестораны и кофейни же адаптируются под возвращающиеся к нам благодаря зумерам ЗОЖ-тенденции. Например, вводят в свои меню полезные блюда, приготовленные из органических продуктов. Что же до винных карт, то их популярность в принципе падает, потому что зумеры — не большие поклонники спиртных напитков. Так, недавно исследователи из США установили, что представители поколения Z тратят на алкоголь в 7–8 раз меньше, чем миллениалы в их возрасте.
В России прослеживаются аналогичные тенденции: более 50% людей в возрасте от 18 до 25 лет вообще не употребляют алкоголь, в то время как среди людей от 26 до 40 лет доля трезвенников составляет лишь треть.
Но кофе — другое дело. Он для зумеров не просто напиток, а ритуал, источник дофамина и способ замедлиться в бешеном ритме жизни. В условиях глобального стресса такие маленькие радости становятся их личными островками стабильности. А в некоторых случаях, еще и поводом для социализации (читайте также: «Первый шаг: 9 небанальных способов познакомиться с мужчиной»).
При этом зумеры считаются самым «домашним поколением», что объясняет закат ночных клубов и взлет новых форматов вечеринок. Таким образом, «кофейные рейвы» — вполне логичное и органичное переосмысление тусовок в 2020-х годах.
В чем преимущество «кофейных рейвов» перед тусовками в ночных клубах?
Смещая фокус с ночи на день и исключая алкоголь, «кофейные рейвы» предлагают ряд очевидных преимуществ перед классическими ночными тусовками.
1. Никакого похмелья, сбитого графика и утренних сожалений
«Кофейные рейвы» — это уникальные мероприятия, на которых можно веселиться без вреда для здоровья и прочих неприятных последствий. После них вы проснетесь бодрыми и точно не в постели у бывшего.
2. Осмысленные знакомства
Вместо случайных контактов в алкогольном угаре — общение с единомышленниками, которое может привести к дружбе, сотрудничеству или романтическим отношениям. Кто знает?
3. Финансовая доступность
Как мы уже упоминали, вход на «кофейные рейвы» либо бесплатный, либо стоит символическую сумму. Это существенный аргумент в мире, где все постоянно дорожает, а бесплатных развлечений вне дома уже практически не осталось.
4. Безопасность
Дневной формат снижает риски столкнуться с нежелательными инцидентами, характерными для ночных тусовок: подмешанными в коктейль веществами, агрессивным поведением незнакомцев под влиянием алкоголя и прочими неприятностями. Здесь атмосфера спокойнее и дружелюбнее.
Так или иначе, «кофейные рейвы» уже стали важной частью городской культуры. И есть множество поводов считать, что у этого формата большое будущее.
Фото: социальные сети rikkson, dmitriiikulikov, myfashdiary, fabrica.de.alfajores