От «Конформиста» до «Мечтателей»: 6 культовых фильмов Бернардо Бертолуччи

[Стиль жизни] [Мир кино]
3937
Ровно год назад не стало легендарного итальянского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи. Marie Claire решил вспомнить шесть его лучших фильмов.
Кадр из фильма «Мечтатели» (2003)

26 ноября 2018 года ушел из жизни настоящий гений итальянского кинематографа Бернардо Бертолуччи. Его работы не раз удостаивались престижных наград, в том числе «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, а поклонники кинорежиссера обожали его за умение переплетать актуальные проблемы времени и интимные переживания героев. Богатое наследие, которое оставил после себя Бертолуччи, навсегда останется в истории кинематографа, и сегодня, в память о культовом режиссере, мы решили вспомнить его самые знаковые картины.

«Конформист» (1970)

Культовый фильм Бернардо Бертолуччи, вышедший на экраны в 1970 году, повествует о государственном служащем Марчелло Клеричи, который живет во времена правления Бенито Муссолини в Италии. Клеричи получил задание устранить своего бывшего профессора, диссидента и антифашиста Квадри, однако главной темой киноленты становится не само убийство, а воспоминания и размышления главного героя о его прошлом и будущем.

В «Конформисте» Бертолуччи проводит параллель между тоталитарным режимом, политическим насилием и насилием сексуальным, которому в детстве подвергся Марчелло Клеричи и которое оставило глубочайший след в его душе, определив дальнейшую судьбу.

Размышления о природе конформизма и фашизма, анализ политических и социальных явлений через парадигму человеческой психологии, острые и актуальные вопросы насилия над личностью – эта кинолента итальянского режиссера принесла ему мировую известность и славу гения, способного объединять абсолютно разные темы воедино.

К слову, именно с «Конформиста», снятого по мотивам одноименного романа итальянского писателя Альберто Моравиа, началось многолетнее и плодотворное сотрудничество Бернардо Бертолуччи и оператора Витторио Стораро, которого называли «волшебником светотени».

«Последнее танго в Париже» (1972)

«Последнее танго в Париже» - одна из самых провокационных и скандальных картин итальянского кинорежиссера. В центре сюжета – отношения молодой девушки Жанны (Мария Шнайдер) и зрелого мужчины Пола (Марлон Брандо), которые приводят к необратимым последствиям для обоих.

Помимо сюжета о тайной и запретной истории любви, кинолента завораживает зрителя художественным оформлением, безупречной игрой актеров, нестандартными визуальными решениями, а также откровенными сексуальными сценами, которые скорее напоминают жесткую порнографию, чем легкую эротику.

Именно благодаря своей откровенности этот фильм Бертолуччи получил столь противоречивые оценки. Несмотря на восторг кинокритиков и зрителей, картина была запрещена к показу во многих странах мира, включая Италию, а спустя 35 лет вокруг фильма разгорелся еще один скандал.

В 2007 году исполнительница главной роли Мария Шнайдер рассказала, что режиссер заранее не предупредил ее о знаменитой сцене с изнасилованием, а потому все, что зритель мог видеть на экране, было для нее полнейшей неожиданностью. В интервью изданию Daily Mail актриса рассказала о том, что случилось тогда на съемочной площадке.

«Той сцены с изнасилованием не было в оригинальном сценарии. Я испытала настоящий шок, когда все началось. И хотя Марлон сказал мне, чтобы я не волновалась, так как это всего лишь фильм – я чувствовала себя униженной и изнасилованной Брандо и Бертолуччи. Я плакала по-настоящему. К счастью, сцену удалось отснять с первого раза».

Режиссер ответил на претензии актрисы лишь в 2013 году. На одной из пресс-конференций Бертолуччи сказал, что не жалеет о том решении. «Мне нужны были эмоции самой Марии, а не актрисы», - объяснил режиссер.

«Двадцатый век» (1976)

Спустя четыре года после выхода скандальной киноленты «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи выпустил новую картину «Двадцатый век», в которой задействовал Жерара Депардье и Роберта де Ниро. Сюжет фильма, к слову, длящегося более пяти часов, повествует о двух молодых людях одного возраста, которые представляют разные классы – помещиков и крестьян.

«Двадцатый век» охватывает практически все знаковые события того времени, рассказывая о них через призму истории жизни и дружбы представителей разных классов. Глубокая, проникновенная и действительно зрелая работа кинорежиссера получила восторженные отзывы зрителей и кинокритиков, закрепив за Бертолуччи славу одного из самых провокационных и талантливых режиссеров своего времени.

«Маленький Будда» (1993)

Сюжет фильма «Маленький Будда» повествует о группе монахов, отправившихся на поиски реинкарнации погибшего религиозного наставника Ламы Дорже, однако главной линией кинокартины становится не сам поиск, а столкновение разных культур, консервативного Востока и прогрессивного Запада.

Параллельно с основной сюжетной линией Бертолуччи рассказывает историю жизни принца Сиддхартхи Гуатамы, основателя буддизма, который оставил жизнь во дворце и отправился на поиски истинного смысла существования.

Эта кинолента Бертолуччи стала завершающей частью его восточной трилогии, куда также вошел фильм «Последний император», за который режиссер получил премию «Оскар», и кинокартина «Под покровом небес», рассказываающая о бегстве трех жителей Америки от наскучивших будней.

«Ускользающая красота» (1995)

«Ускользающая красота» с Лив Тайлер в главной роли стала своеобразным «отдыхом» Бертолуччи от привычных сюжетов, наполненных драмой, болью времени и социально-политическими проблемами. Режиссер показал зрителю историю взросления и поиска своего «я», в ходе которого главная героиня обращается к истокам.

И хотя в основе сюжета находится тема сексуальности, которую так любит эксплуатировать Бертолуччи, в этот раз зрители не увидели жестоких и откровенных сцен насилия. Напротив, сексуальность в «Ускользающей красоте» изображена невинной, легкой, без налета пошлости.

Чарующая атмосфера Италии, мечтательность и вера в лучшее главной героини, легкая и очаровательная история взросления и первой любви – несмотря на то, что эта кинолента Бернардо Бертолуччи не стала остросюжетно личностной драмой в стиле итальянского режиссера, фильм все-таки рекомендован к просмотру.

«Мечтатели» (2003)

Предпоследняя работа итальянского кинорежиссера, которая относится к периоду «позднего Бертолуччи», рассказывает о трех молодых людях – трех мечтателях Изабель (Ева Грин), Тео (Луи Гаррель) и Мэттью (Майкл Питт), которые создали свою собственную вселенную в одной из парижских квартир (читайте такжеКое-что о Еве Грин: неизвестные факты о бывшей девушке Бонда).

Беспечные и романтичные будни этой троицы протекают на фоне студенческих волнений в Париже в 1968 году, однако главных героев мало волнует то, что происходит за пределами их квартиры – в их персональном мире есть все, что нужно. Молодые люди смотрят кино, подражают культовым актерам любимых фильмов, и, главное, любят друг друга.

Их любовь – отдельная, если не главная сюжетная линия киноленты «Мечтатели». Тео и Изабель – близнецы, чья близость балансирует на грани инцеста. Но после встречи с американским студентом Мэттью их мир полностью меняется, расширяя свои границы.

Кинокартина пропитана духом революции, причем здесь революция происходит не только на улицах Парижа, но и в сердцах и телах молодых людей. История провокационной и запретной любви, переплетающаяся с социально-политической повесткой дня, сделала «Мечтателей» одним из самых знаковых фильмов Бернардо Бертолуччи.

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2019
Ecosexual