Cosmoscow’25 показывает: современное искусство в России живет, дышит и ведет диалог с каждым, кто готов увидеть и почувствовать. 13-й выпуск ярмарки стал «парадной гостиной» современного искусства. Двухэтажная площадка, около ста галерей, десятки некоммерческих проектов — все это создавала ощущение, что ярмарка окончательно перешла из категории локального события в статус института, где искусство не только продается, но и формирует культурную повестку. Главные линии ярмарки: природа и новая органика, переосмысление времени и памяти, а также акцент на диалог поколений. Но по-настоящему эти линии ожили в стендах — маленьких спектаклях, каждый из которых рассказывал свою историю.
Главные тематики и кураторские акценты Сosmoscow’25
«Природа» и эко-рефлексии в дискуссиях и перформативных проектах. Образовательная программа ярмарки современного искусства в этом году была условно разделена на блоки. Одна из кураторских линеек была посвящена теме «Nature» — эта тенденция прослеживалась и в лекциях, и в ряде выставочных решений (интерес к материалам, ландшафту, экологическим нарративам).
Резидентские практики как приоритет. Показ программы резиденций Нижегородской области и объединение работ художников, — явная ставка на расширение «географии» культурного кода внутри страны. Cosmoscow в 2025 году наглядно показал, что ярмарка современного искусства не только про столичный арт- рынок, но и про создание профессиональной видимости региональных авторов.
Нижегородские резиденции
Международные «вкрапления», но достаточно осторожные. В программе были представлены иностранные платформы (например, Индия / Persian section), что показало, что международный контекст можно усилить через тематические секции, а не массовую интернационализацию стендов.
Что запомнилось в этом году: итоги Cosmoscow'25
Арт-группа ПРОВМЫЗА — художник года Победа коллектива PROVMYZA и их проект «Семена» в программе ярмарки — ключевой кураторский ход. Группа работает на пересечении видео, инсталляции и перформанса. Сама концепция «стертых границ жанров» созвучна актуальной практике и задает тон (внимание к гибридным формам). ПРОВМЫЗА стала площадкой визуализации, местом, где можно посмотреть, как способна мыслить «групповая авторская» стратегия. Монументальная фотография «Семена» — работа, напоминающая классические фрески, + элементы перформативной скульптуры. Работа о природе, росте, возможно семенной символике, воспоминаниях и времени.
ПРОВМЫЗА
Коллекция Милы и Дениса Пак. Если ярмарка — это всегда игра галерей и институций, то стенд Пак — про личный взгляд. Их проект Unpacking Art — это способ показать коллекцию как живой процесс. На Cosmoscow 2025 они представили фрагменты собрания — от молодых авторов до признанных имен. Темы — тело, память, природа, городские образы. Все выбрано по любви, а не по рыночной логике. Стенд-дневник, где личное становится культурным кодом.
ЦТИ «Фабрика» — институция года ЦТИ «Фабрика» демонстрирует, как институции могут создавать среду для эксперимента. Резиденции, мастерские и образовательные программы позволяют молодым авторам развивать уникальный художественный язык. На стенде были представлены работы резидентов и результаты образовательных инициатив, показывающие, как независимая институция влияет на развитие российской арт-сцены.
ЦТИ фабрика институция года
Музейный центр «Площадь Мира» — Музей года Музей из Красноярска представил визуальные истории региона, редко видимые на большой сцене. Стенд включал архивные и современные работы, демонстрируя, как сибирская культура становится частью глобального культурного диалога. «Площадь Мира» показала, что музей может быть живым пространством, где локальные истории обретают международное значение.
Музейный центр «Музей мира»
• Книжная программа Дениса Химиляйне Подборки художественных книг и кураторских изданий создают пространство, где текст и визуальная культура соединяются, предлагая новые точки зрения на современное искусство.
DESIGN
• Тираж 1/1 Это история про вещь как произведение искусства. На стенде — французский модернизм рядом с российскими авторами: Пьер Жаннере и Шарлотта Перриан встречают современный московский дизайн. Каждая вещь — уникальна, словно ювелирное украшение для интерьера. Подчеркнута эстетика контраста стилей и эпох.
Тираж 1/1
Space Four Экспозиция «Timeless Silence» звучала как дыхание внутри шумной ярмарки: дизайнерские объекты в пространстве, которое будто предлагает паузу. Минимализм, тактильные материалы, ощущение «пространства вне времени».
SPACE FOUR
Heritage Основная концепция: коллекционный дизайн с историческим наследием. Стенд Heritage сочетал классику середины ХХ века (Анджело Манджаротти и другие иконы) с современными арт-объектами. Галерея показала, что дизайн — это философия, остающаяся актуальной десятилетиями, а зональная организация стенда создавала диалог между поколениями.
HOMEART & ADH Gallery Здесь дизайн максимально близок к дому. Мягкие линии, функциональные, но выразительные вещи, соединяющие эстетику и повседневность. Галерея работает на стыке: искусство становится частью жизни.
HOMEART & ADH Gallery
• Yoomoota Галерея из Таиланда с работами Тараса Желтышева. Мультяшные формы, войлок и полиуретан, стулья-объекты Inflated Ass. Это не мебель — арт-фантазия. Стенд был ярким акцентом, доказав, что дизайн может быть ироничным и чувственным.
ART
• Futuro Gallery — лучший стенд Cosmoscow’25 Чистая поэзия пустоты: проект «SPAS» Леонида Костина — доски разных форм и размеров, минимализм и пространство. Работа с формой, пустотой, материалом и концентрацией. Стенд был разделен на темную зону (музей незавершенных икон) и светлую — белые панели серии «SPAS blank». Техника левкас создавала ощущение пустоты и молчания, приглашая к размышлениям. Минимализм и философский подтекст сделали стенд настоящей визуальной медитацией.
Futuro
PA Gallery Их тема — «осадки смыслов». Вода льется в ведро из советской колонки («Текущий момент» Андрея Сяйлева), живопись освобождается от значения, следы и отпечатки превращаются в символ. Это стенд о том, что остается от времени и как оно растворяет все вокруг.
PA Gallery
Marina Gisich Gallery Крупная, юбилейная, почти театральная ретроспективная кураторская платформа. Галерея показала свою историю через «зоны» авторов, меняя экспозицию как спектакль. Здесь графика, живопись, инсталляции — все дышит двадцатилетием российской арт-сцены.
Marina Gisich Gallery
Fabula Gallery Концепция «POV — Point of View». Живопись Саши Лемиша на основе кадра из Тарковского и бронза Вильгения Мельникова, напоминающая соцсети. Взгляд кино и взгляд Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) в одном пространстве.
Fabula Gallery
POP/OFF/ART Два голоса абстракции: жесткий жест Георгия Пузенкова и мягкие полосы Ольги Татаринцевой. Галерея делает ставку на двух признанных авторов разного поколения и показывает, что абстракция в России может быть и громкой, и тихой, и чувственной.
POP/OFF/ART
Alina Pinsky Gallery Два стенда, два поколения. На одном — классики (Шелковский, Чернышов, Андреева), на другом — молодые и средние (Музалевский, Турнова). Диалог, в котором видно: современность не рождается в пустоте, а питается традицией.
Alina Pinsky Gallery
ASTRA Gallery Григорий Орехов «Stripping Time» — свеча на зеркале, золоченый шест. Символика времени, эфемерность и отражение. Стенд словно приглашает к медитации: смотреть, как горит время.
ASTRA Gallery
XL Gallery Галерея-легенда соединила Монастырского, Салахову, Корину и Филатова. Четыре поколения, четыре языка. Их общее творчество напомнило: искусство — это всегда разговор во времени, между «старшими» и «младшими».
Set Projects
Set Projects Камерная галерея авторской и тиражной графики. Мост между концептуализмом и молодым искусством, доступность тиража делает коллекционирование открытым.

Куратор, art-adviser, основатель экосистемы современного искусства FRSTV ART GROUP
Подводя итоги работы в «Тимирязев Центре», эксперты сошлись во мнении, что Cosmoscow 2025 принципиально отличается от предыдущих. Сейчас современное искусство в России все больше ищет баланс между классикой и новым, тишиной и громким жестом, личным и институциональным.
Лучшие стенды стали самостоятельными спектаклями: медитативный минимализм Futuro, философские «осадки» PA Gallery, концептуальный «POV» Fabula, золотое время ASTRA и яркий мультяшный космос Yoomoota. Нижегородские резиденции, ЦТИ «Фабрика», Музейный центр «Площадь Мира», коллекции и проекты коллекционеров напомнили: будущее искусства рождается не только в «звездных залах», но и в мастерских, локальных пространствах и личных коллекциях.