Скроллинг ленты предложений на маркетплейсах — новый способ релаксации и снятия стресса. Статистика показывает, что каждый второй человек вечером заходит на онлайн-маркеты: одни просто посмотреть от нечего делать, другие с целью купить «что-нибудь», а третьи с конкретным запросом. А вот действительно тратит деньги каждый четвертый. С одной стороны цифры не вызывают опасений, но если хорошенько вдуматься, то маркетплейсы делают на нас миллиардные состояния. Причем часто потраченные деньги вовсе не оправдываются в использовании. Социологи уверены: трендовый метод разбавить скучные вечера ведет человечество к бедности. Разбираемся, в чем опасность регулярного использования маркетплейсов и почему урон кошельку может оказаться непоправимым.
Как маркетплейсы обманывают людей
Если бы единственной проблемой были карточки товаров, сгенерированные при помощи искусственного интеллекта, то опасность маркетплейсов для покупателей можно было бы смело назвать минимальной. Однако продавцам и платформам приходится идти на более серьезные ухищрения. Не стоит забывать, что основной целью предпринимателей является получение прибыли, а удовлетворенность клиента всегда остается на втором месте.
Культура покупок на маркетплейсах появилась сравнительно недавно, особую популярность она набрала во времена пандемии коронавируса, когда вся планета неожиданно оказалась заперта по своим домам. Вынужденная изоляция не отменяла того, что люди по-прежнему нуждались в обновлении гардероба, товарах для дома, но все торговые центры и магазины свою работу остановили. Тогда на помощь пришли доставки: сломалась настольная лампа — 2 дня, и новая уже будет красоваться на тумбочке.
Маркетплейсы — это открытая площадка, где любой продавец может выставить товар. К предпринимателям не предъявляется серьезных требований, поэтому фактически выйти на рынок может любой желающий. В целом, так и произошло: социальные сети заполонили курсы про продвижению и торговле на маркетплейсах, поэтому виртуальные полки стали пополняться некачественными и несертифицированными товарами. Мы вплотную подошли к первому значительному недостатку регулярных покупок на онлайн-маркетах.
1. Обман и низкое качество
Продажа подделок, товаров с искаженными характеристиками, неверные описания и фотографии. Например, заявленный 100% кашемир может оказаться синтетикой, а брендовые наушники — дешевым аналогом. Это заставляет покупателей тратить деньги на некачественные вещи. Думаем, что лишний раз не стоит говорить о последствиях: одна качественная вещь из магазина с вероятностью в 90% прослужит вам долгие годы. Да, скорее всего покупка нанесет урон вашему кошельку, однако обязательно окупится в использовании (читайте также: Паралич выбора: почему бренды продают счастье, а нам не хочется покупать).
А какова дальнейшая судьба товара из маркетплейса? Конечно, мы не станем обобщать, ведь порой на онлайн-маркетах бывает представлена действительно качественная и оригинальная продукция, однако рассмотрим случай, который проиграется с вероятностью в 70%. Вы заплатите за вещь в несколько раз меньше: условно вместо 10 000 рублей за лампу — 3000. Но сломается она не через 4 года, а через 8 месяцев. После этого вы вновь закажете нечто подобное, и история повторится. Несложные математические махинации дают наглядно понять, что в общей сложности сэкономив в самом начале, вы окажетесь не в плюсе, а в минусе.
2. Высокие комиссии и скрытые расходы для продавцов
Хотя маркетплейсы обещают удобство и доступ к широкой аудитории, для продавцов комиссии могут достигать 25–30% от стоимости товара. Это вынуждает предпринимателей демпинговать цены, снижать качество или уходить в убыток, что в итоге отражается на покупателях. Кроме того, дополнительные проблемы и расходы создают сложности с логистикой, хранением и возвратом товаров. Как мы и писали выше, работать себе в минус не хочет никто — бизнес существует для того, чтобы приносить деньги. Соответственно страдать вынуждены покупатели, которым либо предлагают некачественные товары, либо заставляют отдавать ровно такие же суммы, как в магазине. Получается, что выгода — лишь иллюзия, и в первую очередь нам пытаются продать именно ее, а только потом футболки, стулья, подушки и прочее.
Топ-7 самых часто встречающихся схем обмана покупателей
1. Подмена товара и продажа реплик вместо оригинала
Продавцы могут выдавать подделки за брендовые товары, например, продавать китайские аналоги наушников AirPods или одежду с завышенным качеством, например, вместо 100% хлопка — синтетику. Самые «уязвимые» сферы: одежда, обувь, электроника и ювелирные изделия (читайте также: Оригинал или фейк: как отличить подлинную вещь от подделки).
2. Фейковые отзывы и искажение характеристик товара
Многие продавцы накручивают положительные отзывы или используют фотографии и описания, не соответствующие реальности. Отрицательные отзывы чаще всего оказываются правдивыми, и именно они могут помочь выявить подделку еще до того, как товар окажется в вашей корзине.
3. Фишинговые атаки и поддельные сайты
Мошенники рассылают заманчивые предложения с ссылками на поддельные сайты, где крадут данные банковских карт и деньги. Иногда покупателей уводят с маркетплейса на сторонние ресурсы с завышенными ценами, где товар так и не доезжает до получателя, а деньги вернуть невозможно.
4. Ложные службы поддержки и мошенничество через мессенджеры
Злоумышленники, выдавая себя за службу поддержки, просят данные банковских карт или коды подтверждения, что приводит к краже аккаунтов и средств. С этим стоит быть предельно аккуратными, ведь маркетплейсы активно предлагают пользователям заводить личные счета и кошельки на их внутренних ресурсах. Этой функцией пользуется 90% пользователей: люди хранят свои деньги там, чтобы покупать товары по выгодным предложениям и лишний раз не привязывать основные банковские карты.
5. Несанкционированный доступ к аккаунтам и оформление заказов мошенниками
Взлом аккаунтов позволяет мошенникам не только делать заказы за счет владельцев, но и менять адреса доставки и выводить деньги с привязанных карт.
6. Фейковые распродажи
Зачастую мы легко решаемся на покупку благодаря распродажам — здесь ключевую роль играет эффект упущенной выгоды. Люди с легкостью добавляют товар в корзину, ведь ими движет уверенность — больше столь выгодного предложения можно уже не получить. Однако после того, как товар оплачен, а распродажа окончена, обнаруживается, что цена не поменялась.
7. Некачественные товары
Иногда покупатели получают совершенно непригодные вещи, соотношение «цена/качество», которых явно не соответствует реальному положению дел.
Почему мы все еще верим маркетплейсам?
Маркетплейсы успешно создают иллюзию выгоды и доступности. Именно поэтому большинство потребителей попадаются на уловку и попадают в петлю онлайн-шоппинга, которую в современном мире смело можно считать одной из самых распространенных и страшных зависимостей. Почему же так происходит?
Страсть к импульсивным покупкам
Маркетплейсы специально стимулируют импульсивные покупки через акции, ограниченные по времени предложения, яркие подсветки товаров и постоянные уведомления. Это вызывает у многих пользователей зависимость, схожую с лудоманией: мозг вырабатывает дофамин, дарящий кратковременное чувство радости. Постоянное возвращение к покупкам приводит к финансовым проблемам, росту долгов и ухудшению семейных отношений. В противовес этому существует культура медленного шоппинга, однако освоить грамотный и основательный подход к распределению бюджета пока удалось лишь минимальному количеству людей (читайте также: Что такое медленный шоппинг и как он может сделать вас счастливее).
Один клик, и вещь, о которой вы грезили оказывается у вас в руках — кажется, схемы проще еще не придумали. Мировая экономическая ситуация заставляет людей учиться приспосабливаться к нелегким условиям: терять качество жизни не хочет никто, однако возможности приобретать все, что душе угодно, как это было раньше, лишены оказались многие. Именно доступность, ценовая политика и легкость заставляют людей доверять маркетплейсам — кажется, что другого выхода из ситуации просто не существует.
Почему маркетплейсы — гарантированный билет в бедность?
Вместо «полной чаши» и долгосрочного удовольствия мы получаем лишь дешевую копию богатой жизни. Реальность говорит о том, что регулярные покупки на маркетплейсах вместо мнимого эффекта обладания обеспечивают лишь гарантированный билет в бедность. И, увы, этот билет в один конец.
Наверняка, вы замечали, что пункты выдачи оказываются переполнены людьми и очередями, когда бы вы туда ни пришли. Простота в использовании и шаговая доступность заставляют нас необдуманно тратить финансы, что в конечном итоге, естественно, приводит к бедности.
Более того, получив доступ к дешевым товарам, люди лишают себя мотивации зарабатывать и стараться. Зачем копить на брендовую одежду, если одним кликом в гардеробе может оказать китайский аналог? Мы совершенно не учитываем риски, начинаем тратить деньги ради минутного удовольствия и своими руками отказываемся от качества в угоду выгоде. Культура нерационально потребления совершенно точно отразиться на обществе уже в ближайшем будущем. А пока перед тем, как вновь купить что-то ненужное или откровенно некачественное, задумайтесь — стоит ли игра свеч?
Фото: социальные сети @lara_bsmnn, @feelthefatigue, @boujeesyria, @lucja.szyszkowska, @cristinachenii, @vladivalentine