Аукционный дом Christie’s создал департамент русского искусства в 1969 году в Женеве, а уже через год состоялись первые «русские торги», на которых выставлялись в основном ювелирные изделия, в том числе и произведения легендарного Фаберже. В этом году департаменту русского искусства аукционного дома исполняется 50 лет, и мы решили вспомнить самые знаменательные моменты в истории его существования, о которых Marie Claire рассказали руководитель и специалисты департамента.
Сара Мэнсфилд, международный директор департамента русского искусства:
50-летие нашего департамента – это важная веха, которая знаменует собой многолетнюю приверженность Christie’s рынку русского искусства, одновременно служа напоминанием о его долговечности. Наш юбилей – это доказательство того, что рынок вынослив и способен противостоять напору политических и экономических изменений, избегать влияния сиюминутных трендов и прихотей, сохраняя за собой прочные позиции одной из наиболее разносторонних аукционных категорий сегодняшнего дня.
Когда я начинала работать в Christie’s более 15 лет назад, даже в самых смелых своих мечтах я не могла представить, как будет развиваться моя карьера. Увлечение русским искусством стало для меня возможностью путешествовать по всему миру, находя лоты будущих торгов в Бразилии, Австралии, Южной Африке, на Азорских островах и, разумеется, в более закономерных местах, таких как Франция, США и Великобритания. За эти годы я занималась подготовкой более чем 50 аукционов, имея дело с тысячами лотов и сотнями связанных с ними прекрасных людей. Контекст значит для меня многое, практически – всё. Я могу ходить по галереям, любуясь искусством на стенах, но этот опыт не идет ни в какое сравнение с возможностью знакомиться с людьми, слышать истории, которые связывают их с конкретными произведениями.
Таким образом, для меня каталоги наших аукционов – это несколько вещей одновременно: на их страницах я вижу увлекательное сочетание текстов по истории искусства, визуального ряда и исторической значимости. Несмотря на то, что я имею прямое отношение к целому ряду знаковых продаж Christie’s, включая феноменальную коллекцию Сомова, картину Ильи Репина «Парижское кафе» (продана за рекордные £4 521 250 в июне 2011 года) и замечательный «Портрет Марии Цетлин» кисти Валентина Серова (продан за рекордные £9 266 500 в ноябре 2014 года), одни из самых памятных событий в моей карьере произошли за пределами аукционного зала.
Находка шедевра Ильи Машкова под названием «Натюрморт с фруктами» (продан за рекордные £4 765 875 в июне 2013 года), десятилетиями считавшегося утраченным; шанс сообщить ничего не подозревавшему владельцу двух полотен Архипова, что их стоимость превышает £800 000; возможность посетить самые выдающиеся частные коллекции русского искусства в мире – это лишь некоторые из воспоминаний, за которые я благодарна до сих пор и которые по сей день вызывают у меня улыбку.
Александра Бабенко, специалист, соруководитель аукциона "Шедевры русского искусства":
50-тилетний юбилей отдела русского искусства – это важная дата в развитии как аукционного дома, так и истории русского искусства и его международного признания. Из года в год мы находим новые коллекции и картины, которые, казалось бы, были навсегда утрачены, или же, о существовании которых вовсе не было известно. Такие находки позволяют по-новому взглянуть как на развитие творческого пути конкретного художника, так и проследить исторические и культурные связи между Россией и другими странами, а также утвердить лидирующую позицию русского искусства на международном арт-рынке.
Одним из таких примеров стал хрестоматийный «Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина из собрания художественного критика и издателя Джованни Шейвиллера, раскрывший историю культурного обмена между Италией и СССР в 1930-х годах и установивший мировой рекорд на самое дорогое произведение искусства, проданное в рамках аукционов русского искусства. В ходе продолжительной и разгоряченной борьбы за лот в июне 2019 года, картина была продана за внушительную сумму в 9.3 миллиона фунтов стерлингов.
Моя работа заключается в подборе картин и формировании секции живописи аукционов русского искусства. Традиционно аукционы проходят в Лондоне два раза в год, а подготовка занимает около четырех – шести месяцев, хотя есть коллекции и вещи, над которыми мы работам годами и даже десятилетиями! Поиск картин на аукцион, в особенности топ лотов - это зачастую детективная работа, начинающаяся от просмотра исторических каталогов выставок, архивных газет и журналов, до составления генеалогических древ и поиска новых владельцев по всему миру.
Каждый новый аукцион – это возможность познакомить с русским искусством тех, кто еще с ним не знаком, а также удивить знатоков рынка и широкую публику редкими находками. В этом сезоне мы рады представить импозантный портрет femme fatale «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» Николая Фешина и мистическую композицию на тему Каменного века «Ярилины Зовы» Николая Рериха.
Марго Оганесян, специалист, соруководитель аукциона "Шедевры русского искусства":
Уже на протяжении 50 лет Christie’s продолжает радовать коллекционеров редкими находками и настоящими шедеврами. Два раза в год перед аукционом Christie’s открывает свои двери для любителей русского искусства. Наше отличие от музеев в том, что произведения искусства высочайшего уровня у нас можно не только снять с полки, но и изучить вживую. Во время недели русского искусства в Лондон приезжают со всего мира, чтобы увидеть произведения, которые мы отобрали для ценителей из лучших частных коллекций. Часто три-четыре дня до аукциона – это единственная возможность для публики увидеть шедевры, которые потом навсегда уходят в частные коллекции.
Работа в аукционном доме с произведениями искусства приносит огромное удовольствие. Как специалист по декоративно-прикладному искусству и произведениям Фаберже, я отвечаю за подборку интересных произведений для этой секции наших аукционов. Торги русского искусства, которые проходят дважды в год, очень трепетные события для нас, специалистов. На подготовку аукциона обычно уходит до шести месяцев, и ничто не сравнится с эмоциями, когда фарфоровая тарелка, найденная продавцом на блошином рынке за £5, уходит в результате битвы между коллекционерами за £150 000. Такие случаи до сих пор встречаются, и именно так было с советской тарелкой “Аккордеонист” по дизайну Александры Щекотихиной-Потоцкой в ноябре 2018 года.
Одежда для съемки предоставлена брендом Daria Bardeeva.
Фото: архивы пресс-служб