«Все, что вы можете представить – правда», - хитро прищурившись, произносит Роберт Уилсон и театральным жестом приглашает гостей войти с залитой ярким солнцем венецианской набережной в полумрак старинных соляных складов, превращенных в арт-галереи. Инсталляция «Тарелка убежала за ложкой» выполнена им для компании illy в честь 25-тилетия художественной коллекции кофейной марки. Она открыта для посещения в Magazzini del Sale до 16 июля.
История бренда illy – это история одной семьи, прекрасно разбирающейся не только в оттенках вкуса кофе, но и в искусстве. Настоящие бариста должны почитать это семейство как святых. Считается, что зерна кофе впервые попали из Америки в итальянский порт Триест. Впрочем, в этом нет заслуги семьи. Зато здесь же в 1933 году Франческо Илли создал компанию и первую профессиональную кофемашину. Маттео Тун, способный спроектировать все – от ложки до города, придумал чашку для идеального эспрессо от illy, ставшую популярной настолько, что кажется, будто она была всегда (лучшее доказательство таланта дизайнера).
В 1992 году Франческо Илли предложил разным художникам расписать эту чашку. Идея понравилась настолько, что с тех пор уже четверть века компания продолжает приглашать выдающихся мастеров искусства рисовать на чашке, дать ей свое имя и превратить в арт-объект. Приглашение – знак глубокого уважения. Это своеобразный кофейный орден почета: более ста имен, одно ярче другого. Роберт Раушенберг, Френсис Форд Коппола, Джефф Кунс, Марина Абрамович, Микеланжело Пистолетто, Луиз Буржуа, Ян Фабр, Йоко Оно, Педро Альмодовар, Эмилио Пуччи, Рон Арад. Лимитированные серии чашек сразу же находят поклонников и коллекционеров. Некоторые даже убеждены, что рисунок на фарфоре добавляет яркости вкусу кофе. (Посмотреть всю коллекцию можно на сайте
Чашку в честь 25-тилетия росписи чашек доверили создать Роберту Уилсону. Он не только создал чашку, но и превратил юбилей в праздник – яркий, как и все, к чему прикасается автор. Центром празднования стала сказочная выставка-перформанс (с вереницей именитых гостей) на фоне великолепной Венеции (в самые первые дни открытия арт-биеннале). Обняв пришедшую на торжественное открытие старинную приятельницу Марину Абрамович, для которой он даже ставил оперу, Уилсон терпеливо отвечает на вопросы журналистов. На неуместные просьбы прокомментировать последние мировые события, он повторяет слова Горбачева: «Мы (он делает акцент на этом слове, прижимая к себе Марину) не пишем историю, это она нас записывает». В этом контексте, когда он окружен толпой вооруженных диктофонами корреспондентов, смысл фразы становится режиссерской трактовкой.
Роберт Уилсон – режиссер-авангардист, главный герой современного театра. Сотрудничал с такими гигантами как Филип Гласс, Том Уэйтс, Уильям Берроуз. Солидный возраст для него лишь цифры. Похоже, он умудрился повернуть время вспять. Сегодня Уилсон невероятно востребован и актуален. Он сохраняет ясность ума и «правильно» впадает в детство – ставит сказки.
Пространство, в которое Уилсон превратил склады – кроличья нора из «Алисы в стране чудес» - заполненная декорациями анфилада комнат, нереальный свет и звуки, взятые из сновидений. Световая сценография выглядит как дитжитал-арт. Фантастические градиенты айфоногеничны. Саундтрек со звуками рыка тигра и тиканья часов звучит таинственно. В черной комнате на черном столе разлеглась черная пантера с блестящими глазами. «Она мягкая, меховая, можете погладить. Роберт сначала настаивал на живой хищнице, но нам бы не разрешили...». На стенах пляшут тени от дрожащих в такт метроному фигурок кроликов, похожих на мишени в тире.
Клик-клик-клик – посетители щелкают камерами возле каждого экспоната, освещая свои лица неоновым светом экранов. В этом модном иммерсивном спектакле они, даже не подозревая, сами становятся декорацией. В стробоскопных вспышках мелькает лицо. Барышников! Он неподвижно стоит в углу у скульптуры, напоминающей утерянную птицу Додо. У нее длинный, как у Пиноккио, нос-клюв, напоминающий гипертрофированную венецианскую карнавальную маску.
«Я стараюсь рассказывать истории так, как делал бы это, обращаясь к детям», - говорит Уилсон. А мне хочется ему признаться, что мы уже встречались в Москве в театре Наций, на последнем прогоне перед премьерой спектакля «Сказки Пушкина», который невозможно забыть как вкус одноименного шоколада из детства, и что здесь я попал в продолжение или, точнее, в Зазеркалье. Здесь всех угощают кофейно-шоколадным десертом «Опера» – конечно же от illy.
Уже на выходе, пытаясь взять автограф у великого танцора-соотечественника, но замешкавшись с затерявшейся ручкой, я привлек к нему внимание, которого он так тщательно избегал в полумраке. Я словно лишил его образа невидимки. Немедленно с разных сторон к нему бросились люди – кто-то сфотографироваться, кто-то просто разглядеть. Спонтанная автограф-сессия была сорвана. Михаил Барышников раздраженно удалился и мой каталог «Тарелка убежала за ложкой» остался неподписанным. Ничего, подумал я, у меня еще есть шанс получить автограф на коллекционной чашке для идеального эспрессо, выпущенной ограниченным тиражом.
Фото: Михаил Рябов, архивы пресс-служб