По просьбе Marie Claire психолог Юлия Лебедева объяснила, как эти славные ребята изменили подход к жизни и отдыху, почему это здорово, и что из их привычек полезно взять на вооружение каждому.
В последние годы люди, рождавшиеся с середины 90-х до 2010-х, кардинально изменили подход к культуре труда и отдыха, привнося в нее свежие идеи и инновации. Их уникальный взгляд на мир и стремление к осознанности влияют на то, как они живут, работают и проводят свободное время. И пусть порой привычки поколения Z кажутся миллениалам дикостью, нам стоит знать о них побольше. Ведь именно зумеры формируют новые тенденции, а аспекты их философии отдыха меняют рынок труда и заставляют нас иначе воспринимать работу и жизнь в целом.
Почему зумеры так отличаются от предыдущих поколений
Бумеры (так называют людей, появившихся на свет с 1946 по 1964 годы) и представители поколения Х (1965–1983 гг.) жили совсем по другим правилам. Они были гражданами самой настоящей супердержавы, где царило четкое понимание всего на свете — что нужно делать, как жить, вести себя, когда создавать семью, куда пойти учиться и кем работать (читайте также: «Вкус детства: 10 продуктов из СССР, которые навсегда исчезли из магазинов»).
Они были идейными патриотами, которые ставили всеобщее благо гораздо вышел личных амбиций, но при этом не страдали от недостатка самореализации — им было чем годиться. Их юность и зрелость пришлась на время экономического подъема, больших спортивных достижений, глобальные стройки всесоюзного масштаба, победы на научном поприще и освоение космоса.
Им не надо было самостоятельно искать работу и заниматься достигаторством, на все хватало денег, образование медицина были бесплатными, а жилье давало государство. Это были самодостаточные дети технически подкованных взрослых, которые имели думать своей головой и делать выбор, опираясь на трезвые суждения.
На смену им пришли миллениалы. Поколение 1984-2000х гг., представители которого сейчас занимают около 28% от всего текущего населения России, жили уже совсем по-другому.
С одной стороны их детство пришлось на период перестройки и большой свободы: на рынок хлынули потоки новых товаров, зарождался Интернет и былые ограничения типа тотальной цензуры и политики партии утратили силу (читайте также: «Тренд на ностальгию: почему мы любим вспоминать и скучать»). Но вместе с тем пришли проблемы — рэкет, лихие 90-е, высокий уровень преступности и необходимость бороться за выживание и заработки, сформировали характер совершенно особенных людей.
Миллениалы с детства должны были полагаться лишь на себя и это наложило отпечаток на их коммуникабельность. Несмотря на расцвет индивидуализма, поколение Y развило в себе большую толерантность, космополитизм, независимость и просто колоссальное терпение в решении разного рода проблем.
Именно миллениалы, помня трудности своего детства, взрастили зумеров — «аборигенов цифрового пространства», которые на первое место ставят свой личный комфорт. Если для поколения Y мировая паутина и гаджеты были лишь удобными средствами решения текущих задач и рабочими инструментами, то для зумеров они стали естественной средой обитания. Они знакомятся и работают, делают покупки и общаются, показывают себя миру и транслируют личные убеждения именно в Сети. И это наложило на их психику довольно серьезные отпечатки.
Во-первых, благодаря интернету зумерам не нужно часами сидеть в библиотеке. Они предпочитают получать опосредованные знания из роликов в Сети и Википедии. Эти молодые люди перестали стесняться какого-то незнания (всегда ведь можно загуглить необходимую информацию) и поэтому их не смущает неграмотность, а подход к образованию и работе стал гораздо проще, чем у их предшественников.
Во-вторых, из-за привычки общаться по большей части онлайн, зумеры стеснительны при личных контактах и редко проявляют социальную активность. При этом они похожи на бумеров, но с одной оговоркой: если их бабушки и дедушки боялись репрессий, то зумеры знают — вся их интимная подноготная легко может оказаться в Интернете и никуда уже оттуда не денется. Поэтому представители поколения Z чуть что хватаются за телефон и начинают писать посты в соцсетях (читайте также: «Новый русский: 23 слова, чтобы понять зумера»).
В-третьих, жизнь в сети изменила работу памяти целого поколения. Зумеры быстро устают от работы с большими объемами данных и держат в голове только самую важную информацию — для всего остального есть заметки и гигабайты «сохраненок» на компьютерах и в телефоне. У них есть доступ ко всему на свете, но именно это и утомляет зумеров, поэтому они предпочитают тратить ресурсы на развлечения и легкий смол-ток в соцсетях.
Что такое life-work balance в понимании зумеров
По статистике представители поколения Z уже сейчас составляют чуть ли не треть кадрового рынка и это приводит в смятение многих работодателей. Эйчары и представители топ-менеджмента привыкли иметь дело с миллениалами, которые помешаны на карьере, постоянно боятся остаться без денег и поэтому буквально живут на работе.
Те, кому сейчас 30-45 лет спокойно берут сверхурочные, не заикаясь о доплате, могут просидеть всю ночь над отчетом, если его надо сдать к утру, фанатично соблюдают дедлайны, сидят на планерках в семь утра, почти не ходят в отпуска (а если куда-то и уезжают, то всегда остаются на связи), стараются не брать больничные и отгулы.
От зумеров ничего подобного не дождешься. Представители данного поколения регулярно опаздывают, потому что хотят поспать подольше, могут отключить телефон и не выйти на смену просто «потому что сегодня минус вайб», парят прямо за компьютером на совещаниях, могут выйти в зум с пляжа или из маникюрного салона или запросто попросят перенести встречу из-за похмелья.
При этом утверждения, что зумеры в принципе не любят работать — миф. Им важно, чтобы трудовая деятельность отражала ключевые аспекты их идентичности. Они заставляют работодателей следить за трендами, перестраивать рабочие процессы и актуализировать устаревшие алгоритмы, которые перестали работать.
С одной стороны, это вызывает бурное негодование у сторонников «классического подхода» и жесткой коммуникации, заставляя все больше ценить миллениалов. Но с другой — именно зумеры куют кадровую политику будущего, вынуждая работодателей все чаще проявлять лояльность в вопросах отдыха.
Как зумеры изменили подход к отдыху
Представители поколения Z не терпят того, что доставляет им хотя бы минимальный дискомфорт. Они отказались от достигаторства, живут медленно и расслабленно, стремятся к наслаждению жизнью в лучших ее проявлениях и отвергают необходимость упорно тяжело трудиться, если это не дает удовлетворения. И вот несколько важных моментов, благодаря которым зумеры изменили подход к отдыху и жизни в целом.
Особые отношения со временем: что такое хронослепота и почему зумеры все время опаздывают
К ужасу бумеров и миллениалов, представители поколения Z почти никогда не приходят вовремя. Согласно статистике почти 50% зумеров считают, что опоздание на 10-15 минут не просто допустимо — явившись в это время, они и не задержались вовсе (читайте также: «Тест: насколько хорошо вы знаете правила этикета?»).
Многие исследователи связывают подобное поведение с так называемой хронослепотой: так называют отсутствие внутреннего будильника и неумение контролировать время. Одни считают, что такое состояние возникает как следствие синдрома гиперактивности и дефицита внимания, нередко встречающегося у зумеров. Другие уверены, что это обратная реакция на цифровой шум, сопровождающий поколение Z с рождения. Третьи полагают, что все идет от пренебрежения правилами и нормами, которые предыдущие поколения зачем-то взвалили на себя, но от которых давно пора отказаться.
Ученые точно пока не сошлись во мнениях, но одно ясно точно — зумер легко опоздает на скучную встречу и просто не придет туда, где не хочет находиться. Это обусловлено в первую очередь тем, что молодые люди ставят личные интересы на первое место и скорее пожертвуют деньгами и статусом, но не откажутся от комфорта и личных привычек.
«Тихий отпуск» и воркейшн
Воркейшн вошел в нашу жизнь после пандемии и быстро стал частью новой корпоративной культуры. Так называют удаленную работу любой другой точки на карте, где есть интернет. Суть этого явления в том, что зумерам недостаточно 28 дней отпуска в год для путешествий и они уезжают в другой город или страну, не отрываясь от производства. Они могут спокойно сидеть с ноутбуком в пляжном кафе или выйти в зум из бассейна, так как свято верят в то, что скучное пребывание на рабочем месте не способствуют продуктивности.
С одной стороны, это кажется кощунством тем, кто исправно ходит в офис с 9 до 19 пять дней в неделю. Но с другой стороны, начальство, которому не важны график и пути достижения целей — лишь бы дела делались, а задачи успешно закрывались — получают мотивированных трудоспособных сотрудников, забывших о выгорании. Зумеры в отличие от коллег-миллениалов готовы спокойно работать по ночам если это совпадает с их биоритмами, и призывают отказаться от неудобного расписания и тотального контроля.
Те, чей призыв игнорируется, нередко практикуют «тихий отпуск». Так называют самовольные отлучки, когда зумер куда-то едет с рабочим ноутбуком не оповестив начальство. Представители поколения Z объясняют эту привычку двумя способами. Во-первых, им морально некомфортно просить официальные отпуска и отгулы, так как руководство требует продуктивности и считает их лентяями. А, во-вторых, зумеры не готовы жертвовать собственным комфортом и поэтому действуют втихую.
Театр продуктивности и цифровизация
В эпоху рабочих чатов и командных мудбордов доказать личную заинтересованность в проекте стало гораздо проще. Для начала зумеры просто не идут работать в олдскульные компании, где нет достаточной цифровизации. Эти ребята не представляют нормальной жизни без технологий и обесценивают любой «ручной» монотонный труд, считая его ниже собственного достоинства, да и вообще слишком утомительным.
Зумеры уверены, что не обязательно рвать жилы и трудиться в поте лица — достаточно развернуть так называемый «театр продуктивности» и играть в нем активную роль. По их мнению, обещания взять на себя какие-то задачи (а потом благополучно пропустить все дедлайны), высокая активность в рабочих чатах и поток уточняющих вопросов руководству позволят показать себя ответственным сотрудником.
И самое странное, что схема действительно работает: пока зумеры занимаются своими делами, мелькая на глазах у начальства и имитируя бурную деятельность, миллениалы молча закрывают задачи и не отсвечивают. А потом всю команду гладят по голове и везут на выездной корпоратив.
Еще одно важное отличие поколения Z кроется в том, что они очень редко пользуются сотовой связью. Цифровизация повлияла на них так, что большая часть коммуникации ведется текстом, реже записываются голосовые сообщения и кружки, а видеозвонки используются в основном по работе. При этом дозвониться до зумеров почти невозможно ни в личное, ни в рабочее время. Если дело срочное и ваше сообщение висит уже несколько часов без ответа, зумер сбросит звонок и ответит текстом. Если очень заинтересован в вашем общении, но это не точно.
Непринятие жесткой коммуникации и стремление к экологичному лидерству
Четвертая важная особенность зумеров состоит в их полном неприятии жесткой коммуникации. Запугивание, манипуляции и шантаж с ними просто не работают. Если руководитель попытается к чему-то принудить представителя поколения Z, тот просто встанет и уйдет без скандалов и объяснения причин. Поэтому с Gen Z можно только лаково договариваться, проявляя эмпатию и открытость (читайте также: «Карьерный кэтфишинг — новый тренд: почему люди отказываются от работы, как только устроились»).
Зумеры охотнее идут работать туда, где выстроена горизонтальная структура управления, процветает равное общение, есть системы менторства и плавный вход в рабочие процессы. Представители данного поколения не станут выполнять поручений, пока не поймут зачем это нужно, какой сулит карьерный трек или бонус. При этом они могут спокойно уйти посреди рабочего дня в бассейн, так как им срочно захотелось поплавать, или устроят праздник днем во вторник чтобы просто поднять командный дух.
Время для себя и переработки
Такой подход связан с тем, что зумеры работают, чтобы хорошо жить, а не живут, чтобы работать. Они не будут засиживаться допоздна, стремясь закрыть все поставленные задачи, а просто захлопнут рабочий ноутбук в 18:00 и пойдут с друзьями в кино. Вся их натура протестует против офисного рабства и служит призывом к свободе и радости жизни.
Зумеры не боятся остаться без денег и ограничивают свои переживания лишь сегодняшним днем. Они не любят планировать на долгий срок и не делают накоплений, так как не видят в этом смысла — зачем годами убиваться ради того, что может измениться буквально в один момент?
Зумеры очень чувствительны и тревожны, поэтому среди них процветает культура избегания. Они отстраняются от любых, даже самых небольших трудностей и проблем, потому что даже не хотят с ним справляться, ведь это никак не затрагивает их личные интересы.
В отличие от «иксов» и миллениалов, зумеры прекрасно понимают, что любой работник, не являющийся собственником бизнеса — всего лишь винтик в большой системе, который легко заменят, стоит ему выйти из строя. Поэтому они сами предпочитают распоряжаться своими временем, формируя комфортный график. Они могут спокойно вздремнуть между рабочими встречами или превратить совещание в пикник.
Зумеры будут делать только то, что прописано в их должностной инструкции и станут скучать, как только процессы перестанут быть яркими и фееричными. К тому же, сделав одно дело, они могут долго прокрастинировать и развлекаться, прежде чем перейдут к другой задаче. Они легко отказываются от корпоративных посиделок и в отличие от старших коллег гораздо меньше употребляют алкоголь (читайте также: «Как понять, что у вас алкогольная зависимость: 10 главных маркеров»).
Представители поколения Z все чаще предпочитают трезвое общение — для них важна яркость эмоций и, тратя время на себя, они при любом раскладе хотят получать от него осознанное удовольствие.
В заключение можно сказать, что зумеры кардинально изменили подход к отдыху, сделав его более осознанным и разнообразным. Они предпочитают активно исследовать мир, уделяя внимание не только развлечениям, но и саморазвитию. Это поколение ценит уникальные впечатления и опыт, стремясь к гармонии между работой и личной жизнью. Такой подход обогащает их жизнь новым смыслом и открывает боле широкие горизонты для путешествий и отдыха.

Фото: социальные сети emilisindlev, 32gl, kristin_rodin, ceciliadenise