Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Энди Уорхол | marieclaire.ru
Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Энди Уорхол

Международный арт-рынок, несмотря на сокращение в 2020 году на 25% с 67 до 50 миллиардов долларов, по-прежнему огромен. По оценкам экспертов, это был самый ощутимый скачок вниз со времен кризиса 2009 года, хотя многие прогнозировали куда более значительное снижение в год, когда мировой арт-рынок встал на паузу. Тем не менее, развитие продолжается вместе с общей глобализацией арт-рынка. Несмотря на усиление роли Китая, лидерами на нём остаются также США и Великобритания, которые вместе занимают почти 85% от всего рынка. Современное искусство в 2020 году составляет уже 15% современного арт-рынка, а работы известных мировых художников продаются за десятки и даже сотни миллионов долларов. Так кто же они — самые популярные и продаваемые художники мира? И есть ли среди них российские представители?

Цена искусства

Топ главных мировых художников возглавляет легендарный Леонардо да Винчи, чья работа «Спаситель мира» была продана в 2017 году наследному принцу Саудовской Аравии за баснословную сумму в $450,3 млн. Это — абсолютный рекорд, который вряд ли кто-либо сможет побить в ближайшие годы (читайте также: 7 тайн знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи). За ним следует один из главных художников послевоенного искусства Виллием Де Куннинг и один из его абстрактных пейзажей «Развязка», который также часто называют «Обмен». В 1989 году работа стоила всего $20,68 млн., но в 2015 году американский миллиардер и меценат Кен Гриффин купил её более чем в десять раз дороже — за $300 млн. И это прекрасный пример роста инвестиционной стоимости произведений искусства. На третьем месте расположился Поль Гоген и его работа «Когда свадьба», которая до 2015 года делила статус «самой дорогой картины в мире» с творением Кунинга, и была продана музейному ведомству Катара за $300 млн. Произведение «Игроки в карты» Поля Сезанна неофициально занимает четвертое место в рейтинге — картина была продана вне аукционных торгов. По оценкам экспертов в 2012 году королевская семья Катара заплатила за работу $250 млн. Замыкает пятерку Джексон Поллок. Его Работа «Номер 17А» была продана в 2016 году коллекционеру Кеннету К. за Гриффину $200 млн.

Леонардо да Винчи «Спаситель мира», 1499–1510
Леонардо да Винчи «Спаситель мира», 1499–1510
Поль Гоген «Когда свадьба», 1892
Поль Гоген «Когда свадьба», 1892

Тем не менее, если посмотреть на рынок с другого ракурса, то окажется, что список главных художников выглядит иначе. Об этом красноречиво говорят цифры аукционных торгов. Так, за 2020 год лидером по объему продаж картин, ушедших с молотка, стал Пабло Пикассо — его работы были проданы на сумму в $245,3 млн! А если оценивать общий объем продаж Пикассо, включая частные продажи, то эта сумма вырастет почти до $600 млн! Этому, правда, есть вполне логичное объяснение: помимо своей популярности у коллекционеров, Пикассо всегда был известен, как очень плодовитый художник, создававший картины или иные арт-объекты чуть ли не ежедневно. Неудивительно, что ежегодно по всему миру продаются тысячи его работ. В прошлом году, например, только на аукционах продали 3396 лотов.

А вот у художника Сан Ю, расположившегося на 2 месте списка, было продано всего лишь 79 лотов — зато каких! Общий объем аукционных продаж картин художника составил $163,1 млн. Тут важно оговориться, что многие проданные лоты Пикассо — это тиражная графика (гравюры, линогравюры, литографии и офорты), которые сегодня пользуются большой популярностью, а вот работы Сан Ю— в основном, живопись. Замыкает тройку самых востребованных художников живописец Чжао Уцзи, 373 картины которого продали на аукционах за $158,1 млн. Есть также в этом топе и знаменитый Энди Уорхол (7 место — $115 млн), и, уже упомянутый выше, Ци Байши (8 место — $112,1 млн).

Энди Уорхол «Диптих Мэрилин», 1962
Энди Уорхол «Диптих Мэрилин», 1962

Глядя на эти имена, может показаться, что современные авторы не играют большой роли на мировом арт-рынке, но это совсем не так. На 5 и 12 местах рейтинга по объему аукционных продаж за 2020 год оказались Дэвид Хокни и Герхард Рихтер с результатами в $131,7 и $102,4 млн. 29 строчку занял Эд Рушей, чьи картины разошлись за $46,3 млн.

В рейтинге 2020 года продажи работ Джеффа Кунса оцениваются в $2,8 млн. Тем не менее, именно Кунс является автором самого дорогого арт-объекта среди ныне живущих художников. Его знаменитый «Кролик» был продан за огромную сумму — $91,075 млн! Интересно, что цена покупки более чем 90-кратно превысила изначальную стоимость «Кролика» в 1 миллион долларов — сумму, за которую в 1992 году его купил Сай Ньюхаус, «отец гламура», стоявший у истоков журнала VOGUE. Совсем немного отстаёт от Кунса Дэвид Хокни: его «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» удалось продать за $90,3 млн. Также из известных на весь мир художников авторами одних из самых дорогих работ стали Герхард Рихтер (3 место — $46,3 млн), Джаспер Джонс (5 место — $36 млн), Дэмиен Хёрст (13 место — $19,2 млн), Такаси Мураками (16 место — $15,16 млн). 

Джефф Кунс «Кролик», 1986
Джефф Кунс «Кролик», 1986

Современные художники — амбассадоры брендов

Очевидно, что современное искусство в цене у самых влиятельных и богатых коллекционеров. Более того, среди них существует негласное правило хорошего тона: если квартира, например, в Нью-Йорке на Манхэттене или в Лондонских районах Найтбридже, Ричмонде стоит, допустим, десять миллионов долларов, то стоимость коллекции изобразительного искусства, которое в ней находится, должна быть сопоставимой или даже выше. Неудивительно, что среди современных художников есть и владельцы огромных состояний. Абсолютным лидером является Дэмиен Хёрст — по разным оценкам его активы составляют от $300 млн до $1 млрд! Не менее внушительными средствами обладают Джефф Кунс (от $200 млн до $500 млн), Джаспер Джонс (около $300 млн), Такаси Мураками ($100-200 млн) и другие талантливые авторы.

Такаси Мураками, выставка в Версальском дворце, 2010
Такаси Мураками, выставка в Версальском дворце, 2010

Такая бешеная цена работ и огромные богатства возникают, в том числе, как следствие большой популярности современных художников по всему миру. Зачастую уровень их известности сравним со звёздами шоу-бизнеса: актерами, продюсерами, музыкантами. Их снимают в кино и рекламе, приглашают на различные ток-шоу, следят за их жизнью. Но главный секрет их популярности — коллаборации с самыми известными мировыми брендами.

Наверное, каждый советский человек помнит знаменитые духи Dali, флакон которых был сделан по эскизу великого сюрреалиста. Во многом благодаря им сегодня Сальвадора Дали в России знают и любят больше, чем других мировых художников. Ещё один пример удачной коллаборации — автомобиль компании Citroen, названный в честь испанского художника и скульптора Пабло Пикассо. В свою очередь BMW развивает проект BMW Art Cars и совместно с известными деятелями современного искусства создаёт арт-автомобили. Так, в разный период времени с BMW сотрудничали Энди Уорхол, Дэвид Хокни, Джефф Кунс и многие другие. А вот бренд Swatch еще с середины 1980-х годов выпускает лимитированные коллекции своих часов с популярными художниками. Часы, машины, духи, самая разнообразная одежда и даже электронная техника — можно найти примеры любых арт-коллабораций. Пророческими стали слова Энди Уорхола: «Бизнес — лучшее искусство» (читайте также: 30 ироничных и откровенных цитат Энди Уорхола о красоте, искусстве и любви).

Почему в России все иначе?

К сожалению, у нас мало покупают международное искусство и дело, скорее, в цене работ. Российских коллекционеров привлекают известные отечественные художники прошлого: Айвазовский, Шишкин, Репин, Серов. Умалять их заслуг нельзя, но при этом невозможно не отметить, что именно из-за этого современное искусство в нашей стране представлено в минимальном количестве. При этом надо сказать, что, на самом деле, коллекционеры, которые покупают западное искусство в России всё же есть, просто почти все они предпочитают не афишировать свои покупки и стараются хранить их за рубежом, хотя вполне могли бы не только привозить искусство сюда, но и передавать в дар музеям.

Вероятно, проблема возникает из-за того, что в России арт-рынок все еще настолько мал, что составляет менее 0,03% от мирового рынка искусства. В 2020 году общий объем продаж внутри страны, по экспертным оценкам, составил порядка $200 млн. Небольшая сумма. За эти деньги сложно совершить даже одну стоящую покупку. Шедевры Пикассо, Сезана, Климта — все они и многие другие художники будут стоить дороже или как, весь годовой объем продаж российского арт рынка!

Илья Кабаков «Инцидент в коридоре возле кухни», 1989
Илья Кабаков «Инцидент в коридоре возле кухни», 1989

В такой ситуации появление новых художников мирового уровня практически невозможно. Отсутствие стабильности и стагнация на рынке вынуждает многих художников перемещаться в другие сферы деятельности и заниматься работой, которая их совершенно не вдохновляет. Профессиональных художников в стране больше 20 тысяч и подавляющее большинство из них остается незамеченным, без возможности зарабатывать любимым делом. Из ныне живущих российских деятелей искусства на мировом арт-рынке можно встретить лишь одно имя — Илья Кабаков. В прошлом году его картина «Праздник №1» возглавила топ-10 самых дорогих работ шестидесятников на мировых аукционах — она была продана почти за миллион долларов. Абсолютно несравнимо с тем, как дорого стоит искусство современных международных художников.

Иронично, что самым дорогим «российским» художником в 2020 году на мировом арт-рынке стал Марк Ротко: 9 его работ были проданы за $40,7 млн. При этом сам Ротко в возрасте 10 лет вместе с семьей эмигрировал в США, где и прожил всю свою жизнь. Прекрасная иллюстрация того, как художник с российскими корнями может стать знаменитым на весь мир.

Марк Ротко «№61 (Ржавый и голубой»), 1953
Марк Ротко «№61 (Ржавый и голубой»), 1953
Марк Ротко «Без названия (Белый, синий, серый)», 1954
Марк Ротко «Без названия (Белый, синий, серый)», 1954

При этом нельзя сказать, что перспектив нет. Известно, что рынок существует, пока в него верят и, раз российский рынок искусства существует хоть и в очень скромных размерах, значит, есть надежда на его рост и постепенное появление наших художников на мировой арене. К сожалению, в отличие от коллекционеров Европы, Китая или Америки, которые искренне верят в силу и влияние своих современных художников, в нашей стране в ныне живущих русских авторов не верят. Чем быстрее нашему искусству начнут доверять, чем быстрее люди начнут интересоваться искусством, вследствие появления новых музеев, галерей, выставок и арт-ярмарок, тем ближе тот день, когда и наш современник сможет продать или купить картину на аукционе за восьмизначную сумму.

Фото: Getty Images, Legion Media