Если мы совершаем ошибку в речи офлайн, это не так страшно, ведь существует еще целый комплекс бессознательного языка, который мы легко считываем и дополняем гнетущее молчание или исправляем ошибки. В диджитальном пространстве бессознательный язык скрыт, и, если не научиться владеть нетикетом, отношения в Сети выстраивать будет непросто.
Новое время порождает новые возможности и образует новые правила. В реальной жизни есть свой этикет, а в эру глобальной компьютеризации у интернета появился свой. Название термина произошло от слова этикет и англоязычной приставки «net», которая в переводе означает слово «Сеть». Проще говоря, нетикет — это правила общения в интернете.
Простые правила придуманы для безопасного и комфортного общения в виртуальном пространстве — каждое общество людей вырабатывает свою собственную культуру и особые правила поведения в этом сообществе. Но наша главная цель — предостеречь от ошибок, которые делают это общение токсичным, и сделать его максимально комфортным и продуктивным.
Рассмотрим одиннадцать основных правил, которые помогут освоить онлайн-этикет:
Договариваемся
О звонке, встрече или голосовом сообщении стоит сначала договориться в переписке. Лишь получив разрешение и договорившись, можно созвониться. Звонки в наше время нарушают границы личности и, если вы не обговорили это заранее, оппоненту может не понравиться ваш порыв.
Заботимся
Если вы только вступаете в контакт, лучше делать это аккуратно, не надавливая на человека активным потоком сообщений, звонков и прочих активностей. Здесь все работает точно так же, как и в реальной жизни — общение строится постепенно, с учетом ответной реакции.
Выбираем оптимальный формат общения
Общаемся на том языке, который предполагает чат, переписка, сайт, форум. У каждого сообщества есть своя жизнь и свои правила, и, если вы хотите внедриться — изучайте и вливайтесь. Например, не стоит начинать общение в рабочем чате с забавных картинок и смайликов, если вы не уверены, что коллеги разделят вашу манеру общения.
Помним про имена и фамилии
Обязательно обращаемся по имени. Это частая ошибка и в реальной жизни, люди забывают имена. В онлайн-пространстве члены сообществ также могут забыть обратиться по имени или просто ленятся ставить заглавные буквы. Такое поведение может быть трактовано как неуважение и пренебрежение.
Сохраняем спокойствие
Спокойная коммуникация без лишних восклицательных знаков, кричащих больших букв и повторов позволяет собеседнику адекватно воспринимать ваше сообщение. Она грамотна и в ней есть все необходимые знаки препинания — этого достаточно для здорового диалога.
Включаем эмоции
Используем актуальные смайлики и эмоджи (именно те, которые подходят и передают настроение, не искажая его) — современные технологии позволяют нам выражать эмоции даже онлайн. Однако стоит помнить об уместности использования дополнительных возможностей digital-пространства — опять же, в переписке со строгим боссом это будет смотреться как минимум странно.
Отвечаем вовремя
Важно оперативно реагировать на присланные сообщения, E-mail, письма — время ответа не должно превышать двух суток, если не стоит отдельной пометки «срочно». Если вам необходимо более длительное время для ответа на письмо, стоит объяснить причины задержки и заранее о ней предупредить.
Благодарим
Если в реальной жизни мы научились благодарить за все добро, тепло, поддержку, информацию и помощь, то в диджитальном пространстве это правило работает не всегда — люди могут принять файл, к примеру, но не поблагодарить за него. Всегда помните о вежливости и не ленитесь лишний раз выразить собеседнику свою признательность за оказанную услугу.
Говорим открыто и искренне
Если онлайн-беседа неформальная, легко и открыто делимся чувствами и переживаниями. Это внушает доверие и помогает собеседнику раскрыться и общаться в более доверительном ключе.
Берем ответственность
Помните, что дурным тоном станет исчезновение, молчание, игнорирование. Берите ответственность за начало разговора, за его течение и завершение — так вы сможете высказать все необходимое и при этом соблюсти правила приличия (читайте также: А в ответ — тишина: что делать, если вас «игнорят» онлайн).
Проявляем уважение
Уважаем свои контакты, друзей и подписчиков. Рассылка даже самого скромного письма рекламного характера без запроса от получателя считается спамом. Рекламу присылаем только с разрешения адресата.
Стоит помнить, что правила нетикета довольно просты — достаточно их знать, и соблюдать ключевые моменты банальных законов вежливости. В целом, можно сказать, что здесь все так, как и в реальной жизни, за исключением нескольких нюансов, однако эти правила дают нам пространство безопасности и доверия, к которому мы все стремимся, и в котором можно ощущать себя комфортно и удобно, будь то деловая переписка или сообщения романтического характера.
Психолог, психотерапевт, сексолог.
Фото: Getty Images