Татьяна Бродач (
О скульптуре
Еще несколько лет назад я представить не могла, что займусь фигуративной скульптурой. Не думала об этом совсем. Но вот однажды с подругой обсуждали фильмы, представленные на одном фестивале в Москве, и шутки ради решили сами снять что-то веселое, эротическое, развлекательное и, может быть, тоже отправить работу на какой-нибудь фестиваль второго ряда. За пару часов перебрали разные варианты – возникла эта мысль про пластилин. «Из пластилина будет смешно», – подумали мы. Но смешно как-то почти сразу не получилось – пластилиновые фигурки были похожи на меня: плечи у них опустились, грудь сдулась. Появились другие герои, немножко грустные, немножко одинокие... История вырисовывалась про одиночество, про любовь, про нежность.
Об Италии и эротизме
Русская культура – вербальная, это литература, поэзия, философия, театр. Я же стопроцентный визуал, люблю глазами. Мне хорошо там, где красиво – в Италии, конечно. Милан – прекрасный город, здесь высочайшая концентрация творческой энергии. Он живет дизайном, архитектурой, модой. Когда я приехала сюда 18 лет назад, то сразу почувствовала себя как дома. И хотя это не Мекка современного искусства, как Лондон или Нью-Йорк, мне очень нравится жить и работать здесь.
Итальянцы очень восприимчивы к чувственным удовольствиям. Их главные приоритеты – еда и любовь. Я полностью эти приоритеты разделяю. Но, что касается отклика и реакции, мне часто кажется, что с моим совершенно свободным отношением к откровенной эротичности нужно двигаться, скорее, на север, в англосаксонскую протестантскую среду, или даже в Азию, где прямо обнаженное тело показывать не принято.
О селфи
Однажды в Сети я обратилась к женской аудитории – мне захотелось лепить людей, которых я знаю, – и попросила присылать свои обнаженные портреты. Откликнулись многие, знакомые и незнакомые. В основном это были девушки примерно моего возраста, то есть за 35 лет. В это время у женщин наступает пик сексуальности. Они чувствуют, что заслуживают внимания, у них исчезают ненужные барьеры. Все оказалось значительно интереснее, чем я ожидала. Они позировали очень спокойно, открыто и с удовольствием. Иногда я просила присылать дополнительные ракурсы. Было очень приятно, что мне доверяют, и еще я поняла, что на этом этапе женщины наконец принимают себя, принимают свое тело, понимают, что пора полюбить его таким, какое оно есть. Долгое время я лепила по этим фотографиям. В результате появилась целая серия под названием «Селфи».
О скорости
Когда появилась возможность лепить с натуры, мне показалось, что я из плоскости перешла в объем, в настоящий 3D. Натура учит работать быстрее и точнее. А мне как раз нужно работать быстро. Слепить, снять серию фото или видео, выложить где-то и получить реакцию. Быстрый отклик для меня очень важен.
В архитектуре мне не хватало скорости, экспрессии. Там любой процесс длится годами. И главное, языком архитектуры не поговоришь о чувствах.
О силе любви
Про что я леплю? Про любовь, точнее – про животворящую силу, которую любовь несет в своем физическом проявлении. И неважно, материнская это любовь или сексуальные отношения между взрослыми людьми. Когда ребенок рождается, мать не только обеспечивает его жизнь своим молоком, но и обнимает, целует, создавая иммунитет и защитное поле вокруг него. Потребность в ощущении, которое дает эта любовь в детстве, не проходит. Всем нам по-прежнему хочется прижаться к груди, быть обласканными, чувствовать прикосновения к своему телу. Нам важно, чтобы нас любили – и секс, наверное, все-таки самый выразительный способ.
О провокации
Искусство – это часто провокация, выход за рамки. Мне кажется, если я и провоцирую, то только своим свободным отношением к эротизму, обнаженному телу. Мало кто говорит об этом в такой тональности. Ну и, наверное, все-таки форма, в которой я работаю, довольно экзотическая. Поэтому запоминается и вызывает интерес.
У меня есть достаточно откровенные работы, которые нельзя опубликовать в обычных соцсетях. Как я уже говорила, мне важно получать обратную связь от зрителей, но, разумеется, у меня нет задачи кого-то шокировать. Одну свою работу я выложила на YouPorn. Это такой маленький ролик, довольно откровенный, эротический, хотя на самом деле, конечно, он о любви. Были тысячи просмотров и только один комментарий «what the fuck?».
О нудистском пляже
Сейчас я делаю новую серию – «Пляж» (частично нудистский). Это инсталляция из 30–35 фигур, плюс фото и видео, рассказывающие о персонажах. Кто-то спит, кто-то мечтает, кто-то возбужден, кто-то целуется, кто-то к кому-то прикасается. Не слишком откровенные сцены. Я слегка вуайеристка, но я подглядываю за своими персонажами с любовью, как будто фотографирую их исподтишка.
О красоте
Мне нравится человеческая природа, я люблю сложность и глубину. Мне нравятся тела взрослых людей – они интереснее, в них больше информации, опыта. В самом-самом начале я замечала, что, если лепила молодую упругую грудь, она была почти что условной, но стоило ее слегка утяжелить, «опустить» под силой гравитации, она становилась настоящей и волновала, возбуждала. Потому что мы верим в настоящее!
Конечно, я вовсе не демократична – у меня есть собственный жесткий кодекс красоты: люблю, например, тонкие кости; худое тело или не очень – неважно, но в нем должна быть драматургия. Однажды в Брере мне достался красавец натурщик – прекрасный, как римский воин, большой, крепкий. Но лепить его было скучно – он был слишком красив и в нем не было драмы.
О тактильности
Руки – мой главный инструмент. Я, как итальянцы, много жестикулирую, люблю прикосновения – так, через руки, я передаю то, что не могу выразить словами, и даже больше. Перед тем как начать лепить из пластилина, я даже собиралась пойти учиться делать массаж. Мне иногда кажется, что, когда я леплю, все мое внимание, концентрация, как в шавасане, перемещается в руки и через них мои чувства перетекают в пластилин.
О кино
Мне довелось поработать в кино: моя сестра – режиссер Елена Бродач – сняла историю про художницу, которая лепит из пластилина и, кажется, несколько легкомысленно относится к своим возлюбленным: используя их в качестве моделей, теряет к ним интерес. Я лишь отчасти прототип этой истории. Скульптуры в фильме – мои. Фильм попал в конкурсную программу фестиваля в Торонто, участвовал в «Кинотавре» и получил множество призов на международных фестивалях.
О моде
Милан живет модой, это градообразующая отрасль промышленности. Я часто встречаю на улицах Джорджио Армани (у него дом рядом с Брерой), семью Миссони (они живут недалеко от меня) и многих других известных дизайнеров. Миланцы, на мой взгляд, самые элегантные люди в мире. Потому что это город, в котором хочется красиво одеваться и прекрасно выглядеть. В Академии есть факультет фэшн-дизайна, и я хожу на лекции по коммуникации в моде. Часто поздно вечером, когда уже никого нет, иду в квартал моды, чтобы посмотреть, вдохновиться, набраться смелости и вернуться к своей работе. Я дружу с украинским дизайнером Лилей Литковской, мы делали совместные проекты. Было очень интересно, надеюсь, появится еще возможность поработать с ней и в моде в широком смысле.
Фото: Federico Laddaga