«Война и мир», Московский академический Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Фестиваль откроется масштабной оперой Сергея Прокофьева, специально адаптированной для показа под открытым небом. Подготовка этого спектакля столь трудоемкая, что каждый его показ стоит воспринимать как штучное событие, которое тщательно репетируется и трансформируется в зависимости от площадки. К примеру, на гастролях в Поднебесной полчища китайцев, одетые в русские и французские мундиры, столкнулись в бородинском сражении. Массовые сцены ставятся художником совместно с хореографами и, по сути, представляют собой огромные инсталляции из живых людей. «Ясная Поляна» не станет исключением.
Здесь тоже разыграются бои, но в отличие от постановок прошлых лет версию обещают сделать более камерной, с фокусом на чувствах главных героев, захваченных врасплох неуемным историческим процессом.
Ранее спектакль «Война и мир»был представлен в рамках Opera Europa и дважды демонстрировался на телевидении. Увидеть его на Толстой Weekend – едва ли не единственный шанс: после этого оперу дадут только на столетний юбилей театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Спектакль «Зеленая палочка», творческое объединение GRUPPO BASTON VERDE
Зеленую палочку с вырезанным на ней секретом всеобщего счастья найдет только тот, кто сможет выполнить серию необычных действий – так наставлял маленького Льва Толстого его старший брат Николенька. У русского классика за всю его долгую жизнь не получилось найти заветный артефакт, спрятанный где-то на просторах усадьбы «Ясная Поляна».
Теперь поисками займутся зрители вместе с артистами представления «Зеленая палочка», специально созданного для фестиваля Толстой Weekend. Это действо не похоже на классический спектакль и являет собой пример модного нынче иммерсивного театра (от английского immersive – «создающий эффект присутствия, погружения»). Ближайшим «родственником» «Зеленой палочки» можно назвать «Черный русский» Максима Диденко, с успехом идущий в Москве.
В подобных действах зритель не сидит на одном месте, а активно вовлекается в происходящее и перестает быть собственно наблюдателем, превращаясь в непосредственного участника. В основу «Зеленой палочки» легли детские воспоминания Льва Толстого, а в качестве сцены для представления выступит абсолютно вся территория «Ясной Поляны», недаром оно разделено на 4 сеанса – по два в субботу и воскресенье. Возможно, кому-то все же удастся найти палочку.
Фестиваль Толстой Weekend, идея которого принадлежит губернатору Тульской области Алексею Дюмину ─ редкая для России попытка вывести театральную жизнь за пределы двух столиц.
«Темные аллеи», Даугавпилсский театр и публичная дискуссия с Армином Петрасом
Пожалуй, главная вещь, которая отличает Толстой Weekend от многих других театральных фестивалей, проходящих в российских регионах, – это сильная международная программа. В этом году в «Ясной Поляне» покажут постановку Даугавпилсского театра из Латвии по рассказам Ивана Бунина «Темные аллеи».
Событие отличается сразу два новшествами. Во-первых, это первый зарубежный участник в недолгой пока истории Толстой Weekend. Во-вторых, организаторы отважились раздвинуть тематические рамки мероприятия и включить в серию показов постановки по произведениям других писателей, помимо Льва Толстого (впрочем, с Буниным его роднит общность культуры и поднятых тем). Латвийцами присутствие иностранцев в сетке фестиваля не ограничивается.
Зрителей также ждут две публичные дискуссии – профессор Катажина Осиньска будет рассуждать о влиянии русской культуры на польский театр, а известный немецкий режиссер Армин Петрас, возглавляющий Штутгартский Национальный театр, поговорит о феномене произведений Толстого на европейской театральной сцене.
Фото: архивы пресс-служб