Сюда либо стремятся, либо ни ногой. Индия принимает не всех. Побывавших здесь можно разделить на тех, кто всегда будет надоедать своими радостными впечатлениями, и тех, кому нечего вспомнить, кроме чувства брезгливости и дискомфорта: «Горы мусора на обочинах, изможденные люди в лохмотьях, беспризорные коровы – хозяева дорог, женщины, стирающие белье и моющие посуду в сточной канаве». Не говоря уже про волшебный утренний туман-дымку, который воспринимается как последствия увиденной накануне церемонии кремации. Одна моя знакомая, будучи в Индии на стажировке, считала дни «до дембеля» и, боясь отравиться и заболеть, чистила зубы, используя кока-колу вместо воды. Другая – горько рыдала, когда после просьбы заменить сырые простыни в номере какого-то бутик-отеля ей были принесены точно такие же. Она готова была молиться покровителям «Аэрофлота», чтобы ее как можно быстрее забрали обратно домой или на какой-нибудь Лазурный Берег.
Не скажу, что я испытываю священный эзотерический трепет перед Индией как перед колыбелью цивилизаций. Я скептически отношусь к страсти охотников за просветлением, а стайки посетителей клуба-магазина «Путь к себе» напоминают мне больных голубей. Может, еще не пришло время. «Если у вашего гуру есть ашрам, ученики и пещера (имеется в виду, что настоящий йогин ищет просветления в пещере. – Прим. MC), – значит, вам нужно искать другого гуру», – говорят индусы. Курорт SwaSwara трудно назвать ашрамом, вместо учеников здесь гости-постояльцы, а пещеру, в которой сидит гуру, я не нашел, хотя кабинет директора своей прохладой и полумраком ее немного напоминает. Это, конечно, не совсем настоящая Индия. Здесь, словно в гостях у знатных брахманов, хоть и без напускной роскоши, вы отгорожены от реальности. Виллы утопают в зелени и цветах. Вода дождей собирается в пруды, делая систему технического водоснабжения и полива садов автономной. Говорят, это стоило много больше денег, чем постройка вилл.
У моей виллы есть калитка с выходом на пруд. Усевшись поудобнее, здесь прекрасно встречать и провожать солнце. Мягкая трава берега лучше перины. Йога-нидра научит вас, как за час расслабиться и отдохнуть, сэкономив четыре часа сна. Но... для этого надо совсем перестать думать, сконцентрироваться исключительно на своих органах, медленно и тщательно направляя к ним свои мысли. Это непросто. В неподвижности начинаешь замечать много интересных деталей. Дома муравьев на дереве: интересно, как им удается скручивать листву в коконы, если каждый из муравьев в сотни раз меньше листа? Какую строительную технику они используют? В центре благоухающего и очень колючего куста роз пищит птенец. Прекрасная идея защиты гнезда. Запах дикого базилика гораздо сильнее и резче привычного нам пучка зелени из «Азбуки Вкуса». Пальма, растущая из дупла баньяна, – это взаимовыгодный союз или она паразит? Бурундуки на крыше моей виллы тоже приветствуют солнце, пронзительно исполняя караоке. Семья обезьян деловито обходит территорию отеля, считая эти владения своими. Отгоняя мысли, проще закрыть глаза. Медитация, спокойное дыхание, видения, легкие как сон. Самое время внезапно очнуться от звука собственного вздоха.
На моей груди бэйджик «Silence». Дни молчания. Встречая меня, персонал понимающе кивает. Я становлюсь для всех невидимым. А мое удивление только нарастает. Читать нельзя, смотреть кино нельзя, полный диджитал-детокс. Рекомендуется рисовать. Можно сходить в Art Room, где вы найдете краски, бумагу. Мой рисунок священного дерева в стилистике Дэвида Хокни так и остался незаконченным.
То, насколько легко и грациозно удается девушкам-инструкторам изгибаться в асанах, заставляет меня чувствовать себя реинкарнацией Буратино. На заре меня ждет «шанк пракшалана» – полное промывании желудка. Я должен выпить 3 литра подсоленной воды – как торжественное обещание стать вегом и йогом. Последствия неописуемы. На 5-й день мой организм перестает требовать от меня вкусовых развлечений и начинает благодарить за такую «заботу». Расписание приема смеси огуречного сока и пюре из фиников выучиваешь наизусть и ждешь назначенного времени как праздника. Простая еда действует как успокоительное. Оладьи из зерен горчицы оказываются сладкими, а плошка пресного риса никогда еще не была настолько вкусной. Самое любопытное, что от голода не страдаешь – может, потому что тепло и влажно.
Самое приятное, конечно, – это массаж под мантры. Гокарна – место рождения бога Шивы. Именно здесь он появился на свет из коровьего уха («Го карна» на санскрите и значит «коровье ухо»). На месте, где это произошло, стоит храм – роддом Шивы. У входа, в загоне, как на ВДНХ, демонстрируются самые породистые, по-настоящему могучие коровы и буйволы. К ним можно прикоснуться, даже подержать за священное ухо, но нельзя фотографировать. В храм иностранцев не пускают. Дружелюбно покачивая головой, говорят, не уточняя, что это после одного неприятного инцидента. Внутри храма – божество, самый древний из известных лингамов Шивы. Ему полтора миллиона лет, и он до сих пор тверд и крепок (ни в коем случае не хочу оскорбить чувств верующих). Мантру Ом придумал Шива. Именно ее исполняют мне во время процедур. Бесконечный напев «Ом намах шивайя» сливается в убаюкивающее «Ом на-ма-зы-ва-я». Литры кунжутного масла втираются в кожу, а секретный ярко-зеленый скраб чистит ее. Массажисты разбирают меня на волокна. Это блаженство.
У меня идея: при входе в отель хорошо бы сделать портретную галерею постояльцев в первый день прибытия и при отъезде. Лица людей «до» и «после». Я уверен, это будет лучшей иллюстрацией правильно потраченного времени.
Памятка отъезжающим на курорт SwaSwara
- SwaSwara – это курорт с 24 отдельными виллами и аювердический центр. Вход в него спрятан в садах среди холмов, а выход возможен прямо на знаменитый пляж Ом, считающийся волшебным и красивейшим в регионе. Как водится, именно здесь океан способен смывать все грехи.
- Ближайший международный аэропорт Даболим (Гоа) находится в 170 километрах в соседнем индийском штате. Около трех часов пути на «Лендкрузере», предоставленном отелем.
- В 20 минутах на такси от отеля – железнодорожный вокзал Гокарна. Линия Конкан: Мумбай–Тривандрум.
- Сезоны в этой части Индии можно поделить на сухой, нежаркий с температурой около 30 ˚С (сентябрь–март), испепеляюще-знойный (апрель–май) и сезон дождей, который, несмотря на изобилующую влажность, идеален для аюрведических программ (июнь–август).
Прежде чем приступить к процедурам и назначить вам программу лечебных занятий, индийский «terapist» зрительно оценит ваше общее и физическое состояние и пообщается по истории болезни. Иметь при себе выписки и заключения наблюдавших вас до приезда в SwaSwara врачей не обязательно, хотя желательно.
Основные инструкции для пребывания в SwaSwara следующие:
Старайтесь ложиться спать в 21:00–21:30. Дневной сон не рекомендуется, загорать на открытом солнце – тоже. Для любых целей нужно использовать только теплую воду. Есть нужно, только когда испытываешь сильное чувство голода. Полностью исключается алкоголь, табак и... занятия сексом. Стремитесь снизить громкость вашей речи до оптимально-минимальной. Чтение книг возможно, только если это не приводит к повышенным умственным нагрузкам и напряжению глаз. Умные книги и научные работы желательно убрать с прикроватной тумбочки. Не переохлаждайтесь, но при этом keep calm, сохраняйте спокойствие и будьте расслабленны. Не рекомендуется использовать привезенную косметику, кремы и лосьоны для лица и тела. Уделяйте внимание только себе.
Фото: архивы пресс-служб