Ни один город мира не пленит и не дурманит успешных людей так, как Лондон. Высокий уровень финансового благосостояния этого города неизменно диктует и разнообразную высокосветскую повестку: приемы у принцев крови, завтрак в Букингемском дворце, королевские скачки, концерты классической и рок-музыки на Трафальгарской площади, выставки современного искусства в Гайд Парке и, конечно, шекспировский театр.
У англичан для всего того, что творится на их театральной сцене, есть отличный эпитет и звучит он как «vibrant».
Наибольшая театральная концентрация наблюдается в районе Вест-Энда. Кто-то называет его культурным кварталом, противопоставляя рабоче-пролетарскому Ист-Энду, кто-то сравнивает с театральными подмостками Бродвея. Суть одна: именно сюда надо бежать и смотреть лучшие мюзиклы Эндрю Ллойд Вебера, идущие десятилетиями, и свежие модные постановки с Бенедиктом Камбербэтчем и Орландо Блумом.
Немного истории
Говорят, английский театр пошел от Робин Гуда, который с XV века был постоянным персонажем «майских игр» – ритуальных праздников в честь прихода весны. В средние века в английском театре закрепился юмористический жанр моралите, где главной фигурой стал Грех – весельчак, обжора и пьяница, послуживший позже прототипом Фальстафа у Шекспира.
Последний сделал Эпоху Возрождения «Золотым веком» британского театра – великие тексты, написанные им для сцены, невозможно близки душе зрителя и психологически актуальны даже во второй декаде XXI века.
Кстати, именно от шекспировского «Гамлета» пошли первые «пиратские копии». Дело в том, что писатели не доверяли свои пьесы никому кроме суфлера, а текст роли раздавали каждому актеру индивидуально, чтобы не произошла утечка в другой театр. Но один из актеров «Гамлета» в 1604 году умудрился выучить всю трагедию наизусть во время репетиций и продать «пиратам».
Наследием Шекспира стало и то, что до сих пор английский драматический театр преимущественно речевой.
Британскому театру всегда был свойственен юмор. Так, однажды в XIX веке британский аристократ Уильям Гораций де Вир Коул купил и раздал ради шутки лысым мужчинам строго определенные места в театре. В итоге с балкона их лысые головы читались как «крайне бранное» слово.
В начале XX века в Великобритании сложился коммерческий театр – мюзиклы и танцевальные шоу, которые сегодня являются не только визитной карточкой британского театра для туристов, но и гордостью нации. Если в Америке это зовется «Бродвеем», то в Лондоне – это эталонный «Вест-Энд». А в 60-е годы XX века в Англии распространилось молодежное театральное движение, связанное с политическими и социальными поисками в искусстве. Оно получило название «Фринж» или «Офф-Вест-Энд» и обитает преимущественно в Эдинбурге.
Немного из области этикета
Если в прошлом веке поход в английский театр подразумевал украшения и вечерний наряд, то сегодня требования к внешнему виду при походе в театр в Великобритании несколько ниже. Дело в том, что среднестатистический образованный англичанин посещает театр довольно часто: раз в полтора-два месяца. Отсюда и отсутствие ощущения, что театр – это праздник. В Лондоне вы можете одеваться демократично, даже отправляясь на концерт в Royal Albert Hall. При этом, безусловно, спортивный стиль все равно недопустим.
На мюзиклах в антракте вам предложат мороженое прямо в зрительном зале. Для Англии это норма. Но это совсем не значит, что его можно продолжать есть во время второго действия.
Театральный инсайт: ваши действия
Небольшой план, как охватить все сферы театральной жизни Великобритании грамотно и без особых затрат.
Посетите театр The Globe
Вопреки распространенному ошибочному мнению, «Глобус» – не первый театр в Лондоне. Первым был построенный в 1577 году театр в Шордиче. Это квартал, который сегодня является почти что музеем граффити под открытым небом. Тем не менее, «Глобус» – едва ли не самый знаменитый в мире. Это точно воссозданный по описаниям и остаткам фундамента театр, в котором играли первые пьесы Шекспира. И, кстати, это первое в Лондоне здание, построенное с соломенной крышей со времен Великого пожара 1666 года. Какие спектакли тут смотреть? Естественно, шекспировскую классику: «Двенадцатую ночь», «Много шума из ничего» и «Ромео и Джульетту».
Купите заранее хорошие билеты на мюзиклы
Выберите и оплатите места заранее на сайтах самих театров, что будет гарантировать вам хорошую цену и наличие мест с отличной видимостью. Приобрести билеты можно и уже находясь в Лондоне: в театральных кассах города, например, на Пикадилли или Лестерской площади. Но делать это нежелательно: наценка, частое отсутствие мест на популярные шоу, сидения за колоннами – главная проблема таких киосков.
Мюзиклы, как правило, идут восемь раз в неделю: каждый день вечером, кроме воскресения. И дважды днем: в субботу и в один из будних дней. Если вы планируете пойти на мюзикл в будний день днем, попробуйте купить билеты прямо в кассе театра – вероятнее всего, на них будет скидка примерно в 20-30 фунтов!
Не отказывайте себе в удовольствии посетить легендарные «Король лев» (Lyceum Theatre) и «Призрак Оперы» (Her Majesty’s Theatre). Приведите ваших детей на «Матильду» (Cambridge Theatre), являющуюся абсолютным рекордсменом по количеству полученных премий Лоуренса Оливье (главной театральной премии Великобритании). Для детей до 16 лет в одну из недель августа все музыкальные спектакли традиционно бесплатны.
Главный мюзикл этого года – «Hamilton» (Victoria Palace Theatre), который был выдвинут в 10 номинациях на 13 премий Лоуренса Оливье в 2018 году. Если вам немного под 30 и вы выросли на Гарри Поттере, смело отправляйтесь на умопомрачительный «Гарри Поттер и проклятое дитя» (Palace Theatre), а поклонников классики и Виктора Гюго равнодушными уж точно не оставят «Отверженные» в The Queen’s Theatre.
Из танцевальных постановок для взрослых обратите внимание на триумфатора этого года «Flight Pattern» в Royal Opera House и постановки на Sadler’s Wells – важнейшей мировой танцевальной площадке.
Обязательно посетите в Лондоне концерт
Неважно, будет ли это симфоническая музыка в Королевской опере на Стрэнде или на Трафальгарской площади, рок в Гайд Парке или рождественские песни и Cirque du Soleil в Роял Альберт Холлле. Найдите то, что вам по душе и не отнимайте у себя впечатлений. Среди вас есть и такие, кто решит полететь в Лондон одним днем специально на концерт: здорово, но остерегайтесь! Адель отменила свой концерт в Лондоне еще год назад, а вспоминают до сих пор.
В этом году не будет концерта Pink Floyd на 100 тысяч человек в Гайд Парке, но зато на Арене O2 споют и Foo Fighters, и Demi Lovato, и Adam Lambert, и Justin Timberlake, и Britney Spears, и 50 Cent, и Andrea Boccelli, и все-все-все (билеты стоят от 45 до 150 фунтов и есть в свободной продаже).
А если решите приобрести билеты в Королевскую оперу на концерт симфонической музыки или премьерную оперу, то придется покупать их иногда и за три месяца. Или же воспользоваться перекупщиками на черном рынке, где стоимость за один билет может достигать 600 фунтов, за которые, впрочем, можно приобрести билет хоть на завтра.
Заинтересуйтесь драматическими театральными постановками
Британский драматический театр признан одним из самых прогрессивных и вместе с тем чтящих традиции в мире. Очень сильны здесь не только известные на весь мир актеры и режиссеры, занимающие ведущие позиции в Голливуде, но и театральные художники, композиторы и писатели.
Посмеяться от души стоит идти на Мольеровского «Tartuffe» (Haymarket Theatre Royal), где режиссер провел тонкую параллель между эрами Дональда Трампа и Людовика XIV.
За эстетическим удовольствием и агонией по искусству – вам на «Red» (Wyndham's Theatre) о Марке Ротко (играет Альфред Молина) в Ковент Гарден.
А если год назад все летали в Лондон на Камбербэтча, то сегодня один из самых модных спектактей – «Killer Joe» в Trafalgar Studios с Орландо Блумом!
Билеты удобно приобретать на британском
За современными театральными открытиями – на Fringe
Помните, что Великобритания считается страной вековых традиций? Это только до тех пор, пока не окажешься на Офф-Вест Энд или Офф-офф Вест Энд – например, на Эдинбургском фестивале и его офф-программе, носящей название «Фриндж».
Эдинбургский фестиваль – это крупнейший фестиваль театрального искусства в мире. Он возник после Второй мировой войны в рамках послевоенных усилий по сплочению Европы и повышению морального духа населения. Но наибольший интерес представляет именно его офф-программа. Здесь есть своя навигация и фавориты, журналисты даже ставят спектаклям свои «звезды» «Fringe fest». И если спектакль набирает пять звезд, то из Фринжа, где артисты платят за участие сами, он может попасть в основную программу Фестиваля, где они уже получат гонорар.
Если в фестивальные дни ваши глаза разбегаются и сложно выбрать спектакль, смело идите в театры Assembly Roxy и Traverse, они всегда дают что-то особенное – кстати, Фринж мастерски умеет увести зрителя от классического театра и традиционного балета к экспериментальной опере, малоизвестной драматургии и невербальному искусству.
Фринж проходит строго в августе, но не расстраивайтесь, если вы не собирались в Шотландию летом. Ведь в духе Фринжа весь год работает Soho Theatre. Это самое оживленное место для нового театра, находящегося на стыке драмы, комедии и кабаре. Театральные эксперты хвалят там «Blueberry Toast». Но осторожно: в спектакле присутствуют элементы вполне себе «тарантиновского» насилия.
Что прочесть о Шекспире и театре в Великобритании
Интересно, что лучшие книги о британском театре от истоков до наших дней написаны русским автором. Один из самых известных шеспироведов мира, ученый, театральный критик и ведущий телеканала «Культура» Алексей Вадимович Бартошевич расширит восприятие Шекспира даже у высокообразованного человека. Прочитайте одну из его книг, например: «Для кого написан "Гамлет". Шекспир в театре» или «Театральные хроники».
Автор рассказывает о театральной судьбе самого главного британского писателя в профессиональных поисках выдающихся режиссеров современности – Питера Брука, Юрия Любимого, Роберта Стуруа, Льва Додина, Сергея Женовача, Томаса Остермайера, Юрия Бутусова, Александра Жолдака и других мастеров. Сравнивает Лоуренса Оливье, Владимира Высоцкого и Евгения Миронова в образе главных героев шекспировских пьес. Анализируя театральную историю, идеи и язык театра трех последних веков, Бартошевич показывает, как с помощью Шекспира каждое поколение выясняет свою собственную сущность. А мы читаем и понимаем, как любим Шекспира и его воплощение в театре.
Об авторе:
театральный обозреватель, блогер, создатель авторских лекций по истории театра в России и за рубежом.
Фото: Getty Images, timeout.com, roh.org.uk, harrypottertheplay.com, thelionking.co.uk, uk.thephantomoftheopera.com, uk.matildathemusical.com