«Исследователь Левая» (2017) | marieclaire.ru
«Исследователь Левая» (2017)

C 15 по 17 сентября на ярмарке Cosmoscow 2022 всем поклонникам искусства (и даже тем, кто его вовсе не понимает) представился шанс увидеть самые актуальные работы современных художников и разгадать новые смыслы, которые творческое сообщество закладывает в искусство сегодня.

Уникальный формат в этом году на крупнейшем арт-событии представила VS Gallery (ранее VS Unio): галерея обновила концепцию, трансформировалась в проект, посвященный работе с цифровым искусством, и обновила команду, пригласив художников, которые специализируются на работе с цифровыми технологиями. На ярмарке команда галереи организовала минималистичный стенд в виде «темного бокса», которое само по себе стало арт-объектом, охватывающим контекст, в котором сегодня художники создают свои произведения. Оно стало метафорой трансформаций архитектурных форм, а также отобразило размышления о восприятии человеческого тела в цифровом пространстве (подобные вопросы в своих работах поднимает художник Ринат Абдрахманов).

Как понять цифровое искусство сегодня?

На стенде VS Gallery гости ярмарки смогли открыть для себя, каким образом в наше время физические формы искусства взаимодействуют с цифровыми. Ведь то, что художники создали в цифровой среде, может быть представлено и в физической реальности. Да, грядет «цифровое будущее», но это вовсе не значит, что мы совсем откажемся от материальных вещей. Галерея как раз попыталась проиллюстрировать переходный этап от физического существования к цифровизации, и в то же время показать, как сохраняется связь с материальным миром.

Новое искусство с отсылками к революционным жанрам в прошлом

В первый же день работы стенда VS Gallery была продана работа Кирилла Рейва «Исследователь спереди». В этой работе художник размышляет о месте современного интернет-пользователя — он как бы завис в пространстве в разных плоскостях, смотрит на мир сквозь сломанную геометрию цифрового пространства. Примечательно, что «исследователь» не имеет идеальные формы — его 3D-модель изображена со случайными сбоями координат. Это, в свою очередь, рождает новые абстрактные композиции, отсылающие к супрематизму, жанру, зародившемуся в начале 20-го века, породившему в свое время много споров. Таким образов Кирилл Рейв отобразил символы нового времени, новой жизни, новой реальности.

«Исследователь спереди», Кирилл Рейв (2017)
«Исследователь спереди», Кирилл Рейв (2017)

Какие проблемы поднимает цифровое искусство?

Протезирование и экзоскелеты, бесконечность движения вперед и стремление человека к космосу, метаморфозы человека и перенос его сознания в виртуальность — цифровое искусство позволяет охватить множество сложных вопросов, на многие из которых пока нет ответов (да и сложно представить, что они появятся в ближайшем будущем). Цифровой формат дает еще больше пространства для создания, необычных многогранных форм, которые каждый человек может интерпретировать по-своему, как ему подскажет его воображение.

«Человек в мульти пространстве», 2021 Цифровое искусство, NFT
«Человек в мульти пространстве», 2021 Цифровое искусство, NFT
«Прошлое человечества» (2020)
«Прошлое человечества» (2020)
«Будущее человечества» (2020)
«Будущее человечества» (2020)

Новый вид коллекционирования

Теперь в коллекции фанатов искусства состоят не только из материальных арт-объектов — цифровое искусство тоже стало предметом коллекционирования. Команда Cosmoscow собрала уникальных экспертов, которые подробно рассказали о перспективах этого направления, в частности, свой взгляд представили исполнительный директор Александр Карлявин и резидент галереи Кирилл Рейв. По их мнению, оно уже дает первые результаты, а ряды коллекционеров цифрового искусства постепенно пополняются.

Фото: архив пресс-служб