C 15 по 17 сентября на ярмарке Cosmoscow 2022 всем поклонникам искусства (и даже тем, кто его вовсе не понимает) представился шанс увидеть самые актуальные работы современных художников и разгадать новые смыслы, которые творческое сообщество закладывает в искусство сегодня.
Уникальный формат в этом году на крупнейшем арт-событии представила VS Gallery (ранее VS Unio): галерея обновила концепцию, трансформировалась в проект, посвященный работе с цифровым искусством, и обновила команду, пригласив художников, которые специализируются на работе с цифровыми технологиями. На ярмарке команда галереи организовала минималистичный стенд в виде «темного бокса», которое само по себе стало арт-объектом, охватывающим контекст, в котором сегодня художники создают свои произведения. Оно стало метафорой трансформаций архитектурных форм, а также отобразило размышления о восприятии человеческого тела в цифровом пространстве (подобные вопросы в своих работах поднимает художник Ринат Абдрахманов).
Как понять цифровое искусство сегодня?
На стенде VS Gallery гости ярмарки смогли открыть для себя, каким образом в наше время физические формы искусства взаимодействуют с цифровыми. Ведь то, что художники создали в цифровой среде, может быть представлено и в физической реальности. Да, грядет «цифровое будущее», но это вовсе не значит, что мы совсем откажемся от материальных вещей. Галерея как раз попыталась проиллюстрировать переходный этап от физического существования к цифровизации, и в то же время показать, как сохраняется связь с материальным миром.
Новое искусство с отсылками к революционным жанрам в прошлом
В первый же день работы стенда VS Gallery была продана работа Кирилла Рейва «Исследователь спереди». В этой работе художник размышляет о месте современного интернет-пользователя — он как бы завис в пространстве в разных плоскостях, смотрит на мир сквозь сломанную геометрию цифрового пространства. Примечательно, что «исследователь» не имеет идеальные формы — его 3D-модель изображена со случайными сбоями координат. Это, в свою очередь, рождает новые абстрактные композиции, отсылающие к супрематизму, жанру, зародившемуся в начале 20-го века, породившему в свое время много споров. Таким образов Кирилл Рейв отобразил символы нового времени, новой жизни, новой реальности.
Какие проблемы поднимает цифровое искусство?
Протезирование и экзоскелеты, бесконечность движения вперед и стремление человека к космосу, метаморфозы человека и перенос его сознания в виртуальность — цифровое искусство позволяет охватить множество сложных вопросов, на многие из которых пока нет ответов (да и сложно представить, что они появятся в ближайшем будущем). Цифровой формат дает еще больше пространства для создания, необычных многогранных форм, которые каждый человек может интерпретировать по-своему, как ему подскажет его воображение.
Новый вид коллекционирования
Теперь в коллекции фанатов искусства состоят не только из материальных арт-объектов — цифровое искусство тоже стало предметом коллекционирования. Команда Cosmoscow собрала уникальных экспертов, которые подробно рассказали о перспективах этого направления, в частности, свой взгляд представили исполнительный директор Александр Карлявин и резидент галереи Кирилл Рейв. По их мнению, оно уже дает первые результаты, а ряды коллекционеров цифрового искусства постепенно пополняются.
Фото: архив пресс-служб