С чего все началось
Британский драматург и сценарист Питер Морган (английский Чехов современности), большой знаток традиций британского королевского дома и автор сценариев фильма «Королева» и сериала «Корона», в 2013 году написал пьесу «Аудиенция». Ее премьера состоялась в Лондоне в театре «Гилгуд». Главную роль исполнила Хелен Миррен — за эту работу она была удостоена премии Лоуренса Оливье. Спустя два года она сыграла эту пьесу и на Бродвее, получив за эту роль престижную премию «Тони». Впоследствии эту роль на лондонской сцене играла Кристин Скотт Томас.
От юности Елизаветы до наших дней
Питер Морган дал согласие на постановку своей пьесы на русской сцене только после того, как приехал в Москву посмотреть на претендентку и увидел Инну Чурикову в спектакле Глеба Панфилова «Аквитанская львица» в театре «Ленком». «Это она!» — сказал Морган и, еще на тот момент находясь в Москве, вместе с Глебом Панфиловым сел за адаптацию русского варианта пьесы. В спектакле есть и юмор, и психологическая глубина, и женская судьба, и, конечно, возможность быстрых перевоплощений.
Пьеса — настоящий подарок для большой актрисы уровня Инны Чуриковой. В процессе работы над материалом создатели подробно познакомились с биографией королевы — изучили детские годы, отрочество, девичество и дошли до наших дней. Спектакль идет почти три часа, Инна Чурикова играет королеву с двадцати семи до девяноста трёх лет, практически не покидая сцену.
Королевский гардероб
Над костюмами к спектаклю трудилась команда во главе с лауреатом «Золотой маски», художником по костюмам Викторией Севрюковой. Создатели спектакля дважды писали в Букингемский дворец с просьбой прислать рисунки вышивки коронационного платья Елизаветы II. В результате, любимый художник Елизаветы Норман Хартнелл (он более 15 лет работал рука об руку с Королевой Елизаветой, создавал для нее самые важные платья в жизни — свадебное и коронационное — и стал основоположником многих королевских правил моды, которым монаршие особы следуют до сих пор), специально для спектакля нарисовал эскиз коронационного платья, повторить которое оказалось задачей практически нереальной. Чуть позже постановочная группа отправилась в Лондон. В это время в Букингемском дворце шла выставка, посвященная юбилею королевы, где были выставлены около ста пятидесяти ее платьев.
В итоге коронационное платье Елизаветы для спектакля «Аудиенция» создавалось по фотографиям, фрагменты которых увеличивали, затем отрисовывали вручную и с помощью компьютерной программы «вышивали» на специальной японской машине. Атлас для коронационного платья заказывали в Индии, а золотые кисти к девятиметровому шлейфу из бархата с вышитой монограммой — удалось найти в Саудовской Аравии. Костюмы в спектакле — отдельная, параллельная захватывающая история. В частности, Вере Севрюковой удалось восстановить гардероб Елизаветы пятидесятых годов: вещи, которые Елизавета носила в двадцать семь, в тридцать и даже в тридцать пять лет — шифоны, плиссированные юбки, многослойные платья, нежнейшие цвета (фисташковые, лавандовые, серовато-голубоватые). Что примечательно, на сцене Театра Вахтангова Инна Чурикова появится в точной копии тиары Garrard Girls of Great Britain and Ireland, которую много лет назад королеве Елизавете подарила королева Мария (к слову, это самая любимая тиара королевы Елизаветы II). Создатели учли все детали, вплоть до содержимого сумочки Королевы Елизаветы. Как известно, там всегда находится ручка, мятные жевательные таблетки и помада определенной марки и определённого цвета. На выставке в Букингемском дворце Вера Сверюкова специально приобрела этот набор, чтобы Инна Чурикова выходила с ним на сцену. В общей сложности в спектакле задействовано семь париков и двенадцать костюмов.
Чудесные корги
Как известно, за свою жизнь Елизавета II поставила множество рекордов, и один из них — это преданность собакам породы корги. С этими забавными псами Ее Величество не расставалась — вы только вдумайтесь! — больше 80 лет. В работе над ролью Елизаветы II Инне Чуриковой очень помогли… именно корги. Когда они с Глебом Анатольевичем приступили к постановке спектакля, купили трех собак этой породы. К слову, в спектакле им отведена отдельная роль.
О сюжете
Каждый вторник, в шесть часов вечера, королева Великобритании дает аудиенцию премьер-министру Соединенного Королевства. Никто и ничто не обязывает их участвовать в этом ритуале: просто правила хорошего тона диктуют, что премьер-министр должен информировать своего монарха о событиях в стране и в мире. За последние шесть с половиной десятилетий в кресле главы кабинета сменили друг друга немало политиков, от сэра Уинстона Черчилля до Терезы Мэй. Мир изменился до неузнаваемости, но незыблемым осталось только одно — доклад премьера, кто бы им ни был, принимает королева Елизавета II, самая знаменитая женщина в мире, монарх, дольше всех в истории занимающий британский трон (в июне этого года королева отметила 70-летие своего правления).
Спектакль был создан продюсером Иваном Панфиловым и британской продюсерской компанией Elephant Production при поддержке благотворительного Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». «Аудиенция» запланирована на сцене театра Вахтангова 14, 15, 25 и 26 сентября.
Фото: архив пресс-служб