«Энциклопедический дворец»
Биеннале получила название «Энциклопедический дворец». Одноименный проект открыл павильоны в Арсенале. Еще в 1955 году американский художник-самоучка Марино Аурити (Marino Auriti) мечтал создать музей, который вместил бы все знания мира. Его утопический Palazzo Enciclopedico в 136 этажей мог вознестись на высоту 700 метров и занять более 16 кварталов в Вашингтоне. Конечно, создать реальный «Энциклопедический дворец» не удалось. Зато модель своеобразной «Вавилонской башни», вдохновившей кураторов биеннале, заняла почетное место на выставке.
Российский павильон
Российский павильон интерпретирует древнегреческий миф о Данае и Зевсе. Согласно сказаниям, властитель Олимпа проник к заточенной в пещере красавице в виде золотого дождя и подарил ей ребенка. По задумке создателя экспозиции Вадима Захарова, посетители попадают в пещеру, где льется дождь из золотых монет. В павильон с золотым дождем пускают только женщин. Чтобы спасти девушек от "осадков", их снабжают прозрачными зонтами. А вот на втором этаже идет дождь из шелухи орехов, доступный и мужчинам. Простая метафора заставляет задуматься о мире, помешавшемся на деньгах. В первые два часа работы российского павильона золотой дождь оценили уже 1,5 зрительниц, среди которых была замечена и Ксения Собчак.
Инсталляция Future / Perfect
Накануне открытия 55-й венецианской арт-биеннале прошел любопытный перформанс с участием Милы Йовович. Актриса пять часов провела в прозрачном доме из плексигласа, где выполняла обыденные для себя вещи – переодевалась, красилась, общалась в интернете. Однако параллельно все это время стеклянный куб Йовович заполнялся картонными ящиками – посылками из интернет-магазинов. "Это слегка подавляет. Как, в конечном итоге, у меня получилось столько вещей? Клянусь, я обычно очень просто живу!", - написала Мила Йовович в своем твиттере во время перфоманса. В итоге героиня Милы восстала против чрезмерного консумизма и покинула стеклянную тюрьму.
Выставка фонда Prada
Fondazione Prada — благотворительный фонд Prada, поддерживающий современных художников, — традиционно принял участие в Венецианской биеннале. На этот раз Миучча Прада и кураторы воссоздали проект When Attitudes Become Form: Bern 1969/Venice 2013 («Когда отношения становятся формой»). Размещенная в старинном палаццо Ca' Corner della Regina выставка переносит зрителей в прошлое. Впервые проект прошел в Берне в 1969 году, совершив революцию в искусстве постмодернизма. Его идейный вдохновитель Харальд Зееман (Harald Szeeman) сумел приблизить искусство к зрителю и ввел понятие кураторства в музейное дело. В Венецию приехал участник легендарной экспозиции, художник Уолтер де Мария (Walter de Maria), представивший арт-работу "Искусство телефона". Телефон из 1960-х, оживший в Венеции, приглашает к разговору публику, гуляющую по павильонам. Кстати, первой ответившей на звонок художника, стала креативный директор Prada Миучча Прада (Miuccia Prada).
Павильон Ватикана
Впервые за всю историю биеннале свой павильон появился у Ватикана. Выставочное пространство посвящено сотворению мира и появлению человека. Главные идеи бытия рассматриваются через создание, разрушение и воссоздание. Первую часть выполнили художники Studio Azzurro, разрушение символизируют черно-белые снимки чешского фотографа Йозефа Куделки (Joseph Koudelka), а воссозданием в виде инсталляции из мусора занимался Лоуренс Кэрролл (Lawrence Carroll).
55-я биеннале современного искусства в Венеции откроется для посетителей 1 июня и продлится до 24 ноября. Посетителей ждут 88 павильонов, вмещающих более 4 тыс работ художников из 38 стран. Кроме того, в Венеции организовано почти полсотни смежных проектов.