Адрес
Отель располагается на углу Невского и Владимирского проспектов. Название «Невский проспект» появилось в 1780-х годах и окончательно закрепилось только к началу 19 века. А Владимирский проспект стали называть так официально только в 70-х годах 19 века. В составленном в 1851 году «Указателе Невского проспекта» была указана Литейная улица, которой Владимирский проспект продолжается на север после пересечения с главной улицей Санкт-Петербурга, и только в сноске добавлено: «Правую часть последней [если стоять на Невском проспекте спиной к Аничкову мосту и лицом к Площади Восстания] называть также и Владимирскою».
Архитектура
Первое здание на месте будущего отеля представляло собой деревянный дом в один этаж на каменном фундаменте. В 1790-х годах на месте деревянного строится новый 3-этажный каменный дом в стиле классицизм. Этот дом принадлежал купцу Барбазану и был задуман, исходя из специфики места, как многофункциональный комплекс. В бельэтаже со стороны Невского жил сам хозяин со своей семьей. Первый этаж, представлявший собой сплошную аркаду, сдавался в наем содержателям лавок, харчевен и питейных заведений, которые хранили съестные и прочие припасы в подвалах. Во дворе размещались стойла для лошадей и сараи для экипажей. Остальные помещения 2-го и 3-го этажей сдавались внаем жильцам: наиболее состоятельные имели апартаменты с видом на Невский и Владимирскую, а кто победнее – ютились в комнатках дворовых флигелей с видом на те же конюшни и выгребные ямы. В 1837-1838 гг. новый владелец дома, полковник Осоргин, надстроил здание четверным этажом и частично перестроил дворовые флигели, надстроив их до пяти этажей.
Автор проекта первого каменного дома не установлен, но очевидно, что он был мастером своего дела: все дальнейшее строительство велось на созданной им крепкой основе. Причем каждый из последующих мастеров, приложивших руку к фасаду здания, не перечеркивал работы предшественников.
Атмосфера
Московская часть Санкт-Петербурга – в ходе административных реформ XVIII века территория Санкт-Петербурга была поделена на полицейские части; Московскую часть ограничивали река Фонтанка, Невский проспект, Лиговский проспект, улица Константина Заслонова, Обводный канал и Московский проспект – в начале ХIХ века была далеко не аристократическим районом. Аристократия проживала на набережной Невы. А на перекрестке Невского, Литейного и Владимирского проспектов искали работу на так называемой «вшивой бирже» крестьяне, стекавшиеся в столицу со всех концов России. Смешение «грязной» и «чистой» публики было главной характеристикой этого места.
Начиная с пушкинского времени, сосуществование под одной кровлей низших и высоких сословий стало традицией большого дома на углу Невского и Владимирского, которая не пресекалась даже после революции.
Знаменитости
В 1828 году в этом доме, который перешел в собственность княгини Зинаиды Петровны Шаховской, проживал года автор опер «Жизнь за царя» (также известной как «Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка. Как писал Леонид Петрович Гроссман, композитора навещал также находившийся в то время в Санкт-Петербурге Александр Сергеевич Пушкин. И если смоленский помещик М.И. Глинка мог позволить себе комнаты в бельэтаже, то его однофамилец С.С. Глинка – случайный знакомый молодого Николая Алексеевича Некрасова – наверняка ютился в какой-нибудь каморке с видом на помойку. Да еще не один, а с будущим поэтом-демократом. Несмотря на контрасты, Михаил Иванович Глинка вернулся в этот дом спустя 20 лет, проведенных заграницей.
Гостиница «Москва»
В 1851 году открылось движение на Николаевской железной дороге – сейчас она известна нам как Октябрьская. Знаменская площадь (после 1918 года ее переименовали в Площадь Восстания) стала главными воротами Санкт-Петербурга, и перекресток Владимирского проспекта стал самым выгодным местом для строительства гостиницы. По сути дела, дом уже полвека выполнял функцию отеля. Название «Москва» впервые встречается в 1869 году в письме начинающего художника Василия Ивановича Сурикова. Гостиница «Москва» среди прочих давала приют и Антону Павловичу Чехову.
Когда в конце XIX века гостиница перешла в руки купца 2-й гильдии потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга Абрама Михайловича Ушакова, тот решил перестроить здание «в новом вкусе». Приглашенный для этого талантливый архитектор Павел Юльевич Сюзор полностью изменил генплан дворового участка: появилась система из трех дворов, был пробит арочный проезд на Владимирский проспект и построены новые дворовые флигели в 5 этажей с мансардами. Также Сюзор изменил наружную отделку фасадов, сохранив при этом их основные членения. По завершении работ, на время проведения которых гостиница не прекращала принимать гостей, «Москва» сразу попала в разряд модных заведений: цены на новые номера взлетели до небес, и в них селились люди из самых обеспеченных слоев общества.
Ресторан «Сайгон»
После революции 1918 года, в 1920-х, ресторан гостиницы «Москва» стал работать как столовая с распределением продуктов по карточной системе. В конце 1920-х гостиницу закрыли, а ресторан еще расширился. В 1962-1964 гг. здание реконструировали, и большая его часть была приспособлена под ресторан. Ресторан «Сайгон» на пересечении Невского и Владимирского был широко известен среди представителей ленинградской интеллигенции. В числе первых завсегдатаев «Сайгона» был Иосиф Бродский, а также туда регулярно заходил Борис Гребенщиков.
С каждым новым ремонтом бывшей гостиницы понемногу исчезали милые «архитектурные излишества»: гирлянды, лепные карнизы и наличники, волюты (спиралевидные завитки с кружком в центре) и каннелюры (вертикальные желобки на стволах) полуколонн. Декор был утрачен примерно на 80%. Особенно пострадал цокольный этаж, где изменилась даже форма оконных и арочных проемов.
Сегодня лицевые фасады здания скрупулезно отреставрированы, восстановлены лепные украшения и первоначальный цвет здания. Снаружи здание выглядит так, каким его задумал и создал Павел Сюзор в 1880 году.
На недавнем открытии отеля Radison Royal после реновации его сотрудники демонстрировали гостям обновленные номера, выполненные в оттенках от бирюзового до нежно-голубого. Интерес и уважение гостиничной сети The Rezidor Hotel Group, к которой принадлежит Radisson Royal St. Petersburg, к истории города читается не только во внешнем облике здания, но и во внутреннем убранстве отеля: комнаты украшены изображениями известных памятников архитектуры, фотографиями петербургских мостов и набережных, портретами самодержцев. Верность традициям сохранил и ресторан Barbazan: его новый шеф-повар Анди Триллер полностью переработал меню, но сохранил позиции, пользующиеся популярностью уже много лет, – например, малиновый чизкейк.
Архивы пресс-служб