15 лет Фестиваль нового европейского театра (NET) проходит в столице. Каждый год его основатели делают уверенные шаги к тому, чтобы освободить сценическое искусство от застывших форм и жанров.

«King size», режиссер Кристоф Марталер

7 спектаклей фестиваля NET, которые стоит увидеть
«King size», режиссер Кристоф Марталер
Фото
netfest.ru

Фестиваль откроется спектаклем «King size». Он посвящен «энгармоническим отношениям» между людьми. Термин взят из теории музыки и обозначает совпадающие по высоте, но различные по написанию и функциям звуки. Режиссер спектакля считает, что это понятие определяет отношения между людьми: как часто «до-диез» и «ре-бемоль» ошибочно полагают, что они гармоничны, но в реальности принадлежат к абсолютно разным тональностям.  

И где еще, как не в спальне, торжественно украшенной кроватью размера «кинг-сайз», вскрывается «энгармонизм» в отношениях двух влюбленных? Комната становится главным местом действия спектакля. Гобоист и флейтист по образованию, Кристоф Марталер искусно чередует Баха и Майкла Джексона, нарушая одиночество влюбленных присутствием посторонних персонажей, которые привносят фальшивые ноты в их мелодию любви.

Театр «Базель», Швейцария

Где смотреть Центр им. Мейерхольда, 17 и 18 ноября в 20.00

«Сцены из супружеской жизни», режиссер Иво ван Хове

7 спектаклей фестиваля NET, которые стоит увидеть
«Сцены из супружеской жизни», режиссер Иво ван Хове
Фото
netfest.ru

Вариация на тему одноименного фильма Ингмара Бергмана, одного из ведущих мастеров европейского интеллектуального кино, который был женат пять раз и не понаслышке знает, что такое семейная жизнь.

Театральная постановка «Сцены из супружеской жизни» знакомит нас с героями Йоханом и Марьянной, которые, кажется, счастливо живут в браке. Однако их идеальная семья – это всего лишь иллюзия, и непрочные отношения вот-вот безжалостно развалятся. Сам Ингмар Бергман был очень привязан к своим героям: «За время написания сценария мне очень полюбились эти люди. Обычно они говорят кучу глупостей, но периодически произносят что-то значимое. Они нервные, счастливые, эгоистичные, глупые, дружелюбные, мудрые, эмоциональные, злые, любящие, сентиментальные, несносные, и их невозможно не любить».

Что же происходит между Йоханом и Марьянной? Как скоро порвется эта до предела натянутая струна? Зрители продвигаются по сцене вместе с актерами в поисках решений тонких психологических проблем.

Театр «Тонелгруп Амстердам», Нидерланды

Где смотреть Дворец на Яузе, 29 и 30 ноября в 19.00

«Индекс металлов», режиссер Фаусто Ромителли

7 спектаклей фестиваля NET, которые стоит увидеть
Видеоопера «Индекс металлов», режиссер Фаусто Ромителли
Фото
netfest.ru

Создатели «Индекса металлов» определяют его жанр как видеооперу для сопрано соло, ансамбля, мультимедийной проекции и электроники. Опера стала последней в жизни автора, он написал ее осенью 2003 года, когда уже был смертельно болен. Фаусто Ромителли прожил только 41 год, однако ему удалось оставить после себя след в новом искусстве, разрушающим границы между рациональным анализом и эмоциональными переживаниями.

Театр «Студия новой музыки», Россия – Франция
Где смотреть Центр им. Мейерхольда, 20 ноября в 20.00

«Волшебная Флейта», режиссер Питер Брук

7 спектаклей фестиваля NET, которые стоит увидеть
«Волшебная Флейта», режиссер Питер Брук
Фото
netfest.ru

Питер Брук – режиссер с мировым именем, известный не только театральными постановками, но и фильмами «Повелитель мух» (1963), «Король Лир» (1969), «Встречи с замечательными людьми» (1986), «Махабхарата» (1989).

На этот раз драматург экспериментирует с одноименной оперой Моцарта, свободно адаптируя ее к реалиям сегодняшней жизни. «Эта ”Волшебная флейта” будет не такой, какой вы ее себе представляли, – говорит Брук. – Избитые символы и сценические эффекты останутся за бортом, а вместо них на сцене появится вечно юный Моцарт в компании молодых, талантливых певцов, не боящихся импровизировать, искать новые формы и новые краски».

Театр «Бюф Дю Нор», Франция

Где смотреть Театр наций, 20 и 21 ноября в 20.00

«Memento Mori», режиссер Паскаль Рамбер

7 спектаклей фестиваля NET, которые стоит увидеть
«Memento Mori», режиссер Паскаль Рамбер
Фото
netfest.ru

Театр «Женвилье», который возглавляет Паскаль Рамбер, на сегодняшний день является главной площадкой современного театрального движения во Франции. Спектакль «Memento Mori», по заверениям режиссера, не только окунает зрителя во тьму, но и будит в нем все первозданные инстинкты: «Единственный сюжет “Memento Mori” – это самодвижение. А еще лучше – то, что предшествует движению. Мы представим себе, что значит ”до движения”. То есть до того, как можно хоть что-либо разглядеть. Мы прислушаемся и услышим, как оно с грохотом несется на нас откуда-то издалека. И вот оно здесь, и оно – голое…»

Театр «Женвилье», Франция.

Где смотреть Центр им. Мейерхольда, 25 и 26 ноября в 20.00

«Педагогическая поэма», режиссеры Эне-Лийз Семпер и Тийт Оясоо

7 спектаклей фестиваля NET, которые стоит увидеть
«Педагогическая поэма», режиссеры Эне-Лийз Семпер и Тийт Оясоо
Фото
netfest.ru

Основатели эстонского театра NO99 уже с самого первого момента его существования решили, что в нем будет поставлено ровно 99 спектаклей – отсюда такое название. Теперь режиссеры ведут обратный отсчет, и перформансу «Педагогическая поэма» был присвоен порядковый номер 63.

Эне-Лийз Семпер и Тийт Оясоо ставят под сомнение истинность учений Константина Станиславского и Антона Макаренко (чей труд об искусстве быть актером так и называется – «Педагогическая поэма»). Как далеко может и должен зайти актер в попытках перевоплотиться в своего персонажа? Спектакль демонстрирует все странные, грубые, тайные, неожиданные мысли и переживания артистов сцены.

Театр NO99, Эстония

Где смотреть Центр им. Мейерхольда, 21 и 22 ноября в 20.00

«Гамлет», режиссер Давид Бобе

7 спектаклей фестиваля NET, которые стоит увидеть
«Гамлет», режиссер Давид Бобе
Фото
cesar.fr

«Гамлет» – это самая известная пьеса мировой драматургии. Французский режиссер Давид Бобе решил переосмыслить классику: «Гамлет не знает ничего наверняка, но у него есть чувство правды. Что касается меня, то у меня есть чувство этого текста, его мощного резонанса с моей работой и с нашей эпохой. Шекспир зафиксировал конец одного мира и рождение нового. То же самое происходит и сегодня. Как нам действовать в мире, который повергнут в кризис, как его изменить? Не "Быть или не быть?", а "Действовать или не действовать?". Пуститься в бой, рискуя умереть и не быть, или же ничего не делать, сохранить мир в его положении, пропустить собственную жизнь и в итоге всё равно не быть?»

Театр Groupe Rictus, Франция

Где смотреть Гоголь-центр, 29.11, 30.11 и 1.12 в 20.00