Проект «Генрих Семирадский. По примеру богов» является своеобразным продолжением выставки «Пленники красоты», проходившей в Третьяковской галерее в 2004–2005 годах и открывшей публике целый пласт русской живописи, долгое время пребывавшей в забвении. За прошедшие годы были проведены научные конференции, исследования этого направления в искусстве, что дало возможность подойти к созданию настоящего проекта на совершенно новом уровне.
Выставка представит произведения Семирадского преимущественно из российских музейных и частных собраний, а также картины живописцев его круга. Включение в экспозицию работ художников конца ХХ — начала ХХI столетия — представителей Новой Академии Тимура Новикова, Валерия Кошлякова, Тимофея Парщикова — дает возможность более объемного анализа такого явления, как академизм, судеб античной традиции и понятия красоты в изобразительном искусстве.
Творчество Семирадского принадлежит как русской, так и польской культуре, но более всего — миру космополитичного позднего академизма. Главной темой творчества Семирадского были история и быт эпохи античности — вокруг событий и судеб героев Древней Греции и Древнего Рима. Художник следовал традиции, согласно которой античность является истоком, основанием европейской̆ культуры. В этом смысле выбранная тематика позволила Семирадскому быть наднациональным, ощущать себя не поляком или русским, но европейцем в широком смысле слова.
На какие картины следует обратить особое внимание?
Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с искусством Древней Греции. В экспозиции представлена одна из важнейших работ на эту тему — «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (1889, Государственный Русский музей), которая была приобретена в 1889 году с персональной выставки художника императором Александром III. Сюжет картины был взят из сочинения древнегреческого автора Афинея Навкратийского «Пир софистов». Античность предстает у Семирадского в противопоставлении двух начал — солнечного аполлонического и ночного дионисийского. Сценам античных идиллий противопоставлены сцены хмельных оргий и жестоких казней.
Параллельно теме античности в творчестве Семирадского развивалась евангельская тема. В картине «Грешница» в творчестве художника впервые появляется сюжет столкновения двух миров — мира христианства и его ценностей и мира язычества. «Грешница» в наследии художника стала началом небольшого «евангельского цикла», объединенного образом Христа — гармоничного, благодатного.
Всего на выставке будет представлено около 100 живописных и графических работ, в числе которых как произведения Семирадского, так и живописцев и скульпторов его «круга» — Бакаловича, Котарбинского, братьев Сведомских, Бронникова, Велионского — из российских и зарубежных музеев, а также нескольких частных собраний.
Выставка будет открыта с 28 апреля по 3 июля 2022 года по адресу Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60–62.
Фото: архивы пресс-служб