«Сфумато»
«Сфумато» — живописная техника, изобретенная Леонардо да Винчи, которая с помощью светотеневой моделировки и смягчения очертаний предметов и фигур позволяет передать окутывающий их воздух. В буквальном переводе с итальянского слово означает «исчезнувший, как дым». Действие пластического спектакля французского хореографа Рашида Урамдана, открывающего«Территорию» 2 октября, начинается из облака дыма, из которого проявляются силуэты людей. Сначала едва различимые, похожие на призраков или образы бессознательного, они постепенно обретают плоть и кровь. Но туман не рассеивается до конца, он — тоже своеобразный персонаж спектакля, метафора человеческой жизни, с ее текучими, вечно меняющимися формами. Это история о том, как люди уходят навсегда, оставаясь лишь воспоминаниями в памяти тех, кто их когда-то любил. Для самого Урамдана «Сфумато» — его переживание и осмысление экологической катастрофы исчезающих территорий, которая становится личной трагедией конкретных людей, вынужденных покидать свои дома и бежать в новые, необжитые, края. Что до собственно хореографии, то она весьма изобретательна и разнообразна — от технически совершенных ансамблевых композиций и лирических па-де-де до чечетки и даже цирковых элементов.
Театр Наций, 2 и 3 октября
«Удерживая время»
Еще одна постановка Рашида Урамдана, которую, в отличие от «Сфумато», можно будет увидеть в Москве и после фестиваля: хореограф поставил спектакль с артистами театра «Балет Москва» всего несколько месяцев спустя после мировой премьеры на фестивале «Монпелье-данс-2015». Российская премьера состоится как раз в рамках «Территории». Как все постановки Урамдана, это прежде всего зрелище удивительной красоты и выразительности. Пластический рисунок спектакля строится на череде повторяющихся движений, то плавных, то строго графичных. Такова природа времени, точнее, его восприятие человеком, чья жизнь ограничена — именно поэтому он стремится разбить ее на отрезки, расставить на ее протяжении верстовые знаки, за которые могла бы зацепиться память.
Центр им. Мейерхольда, 5 и 6 октября
«Превращаемые»
Именитый финский хореограф Теро Сааринен привезет на фестиваль свою последнюю постановку «Превращаемые» («Morphed»). Созданная исключительно для танцовщиков-мужчин, она представляет собой визуальное размышление о природе чувственности и изменчивости чувств, которое воплощают в движении разновозрастные и специализирующиеся на разных танцевальных стилях артисты. Для пятидесятилетнего хореографа, недавно отметившего тридцатилетие на сцене, это очень личная история, пожалуй, даже исповедь — предельно искренняя, неоднозначная и провокационная, которая в итоге разрастается до общечеловеческих обобщений. Спектакль поставлен на музыку современного финского композитора Эсы-Пекки Салонена — «Концертный этюд для валторны соло», «Инородные тела» и «Концерт для скрипки» — которая неожиданными, но органичными переходами от агрессии к нежности и задает изначальный импульс танцу и направляет его развитие.
Театр Наций, 6 октября
«Потерянный рай»
Спектакль для одной из лучших российских трупп современного танца, «Диалог Данс», поставила французский хореограф Карин Понтьес. Но «Потерянный рай» нельзя назвать исключительно хореографической постановкой, это в большей степени физический, невербальный, театр, со сложной внутренней драматургией, направляющей движение. На английском постановка называется Pastime Paradise — «прошлый рай», и в этом смысловом нюансе — суть спектакля об ушедшем детстве. Да, детство навсегда остается в прошлом, но потерять или сохранить его — в значительной степени выбор человека. Стать «серьезным» взрослым вовсе не значит перестать быть ребенком — и тот, кто не хочет этого понимать, лишается чего-то очень важного в жизни. Поэтому герои «Потерянного рая» с таким отчаянием хватаются за веревочные качели своего детства в надежде вернуть себя настоящих.
Театр Наций, 8 октября
Также в программе
«Кому на Руси жить хорошо» — новый спектакль Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», современное прочтение некрасовской поэмы. Много музыки, танца и сильные актерские работы. 3-4 октября
«Фрагмент бесконечности» — перформанс-инсталляция, совместная работа французского художника Лорана Перно и российского хореографа Анны Абалихиной, ММОМА на Тверском бульваре. 3-4 и 7-8 октября
«Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» — премьера в Электротеатре «Станиславский» в постановке известного немецкого режиссера Хайнера Геббельса. Рассказчиками в его спектакле выступают не только люди, и механизмы, огонь, электричество, шумы и мелодии. Один из самых ожидаемых спектаклей сезона. 9-10 октября
«Три сестры» — премьерный спектакль новосибирского театра «Красный факел», новая работа режиссера Тимофея Кулябина, который переносит действие чеховской пьесы в начало XXI века. Психологическая драма современности с элементами черной комедии. На сцене Центра им. Мейерхольда. 9-10 октября
Фото: архивы пресс-служб