Как побороть страх публичных выступлений: 11 лучших советов

Необходимо понять, что страх является неотъемлемой частью любого актера, публичного выступления. Боятся все, и существует очень много актерских историй по этому поводу. Страх публичного выступления — нормальное явление, и если копнуть глубже, оно очень сильно мобилизует. И, как правило, дает некую ответственность и, соответственно, хороший результат. Впрочем, есть несколько советов, как взять ситуацию под свой контроль.

Зачем я это делаю?

Первое и самое главное для меня — это ответить на вопрос «зачем я это делаю?». Для чего это выступление, что оно дает мне? Каждый человек должен задаваться такими вопросами. Важно, чтобы выступающий человек честно ответил себе на этот вопрос. Если я могу четко сказать, зачем я это делаю, то никакие неурядицы не могут выбить почву из под моих ног. 

Актерская практика «почувствовать ноги»

Перед выходом на сцену необходимо остановиться (и это вовсе не обязательно физическая остановка) и понять, что ты сейчас чувствуешь не как персонаж, не как реализация какой-то цели, к которой ты до этого шел, а с позиции здесь и сейчас. Это момент некоего обнуления. 

Никогда не знаешь, какое выступление сработает — это невозможно на 100% спрогнозировать. Нужно максимально подготовиться, но в самом моменте заземлиться и «почувствовать ноги». Довериться тому, что происходит сейчас.

Как побороть страх публичных выступлений: 11 лучших советов

Актерская техника Майзнера

Также мне помогает техника Майзнера. Цель подхода состоит в том, чтобы субъект не сосредотачивался на себе, а вместо этого концентрировался на других субъектах в ближайшем окружении. Это про умение слышать. И если говорить о публичных выступлениях, эта техника позволяет соединиться с залом, выстроить диалог. 

Важно всегда начинать с чистого листа

Еще один важный момент — это подходить к любой роли, к любому выступлению (даже если ты уже выходишь на сцену со спектаклем в 50-й раз), как в первый. Важно иметь ощущение внутреннего ребенка и позицию — «я не знаю, как будет в этот раз». Это очень интересно и дает некий азарт, ощущения прыжка в неизвестность. 

Эмоциональная внимательность 

Один из важнейших моментов — это умение следить за своими чувствами, развивать эмоциональную внимательность, эмоциональную точность. Это помогает при подготовке к выступлению — только ты знаешь, как тебе подготовиться, какую музыку послушать, пойти ли прогуляться и поговорить перед выступлением или, наоборот, помолчать. Каждому нужно отработать свой механизм. Он должен быть у каждого свой. Важно уметь дифференцировать, уметь отличать нужное от ненужного, доверять себе, уметь себя слышать. 

Из художественной литературы в этом контексте можно порекомендовать «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. 

Разбор до мельчайших деталей

Очень помогает детально разбирать свое выступление. Евгений Евстигнеев говорил, что актерское мастерство есть количество оценок в единицу времени. Можно доверять интуиции, доверять эмоциональным моментам, но логику никто не отменял. И если ты сможешь разложить до мельчайших деталей все свое выступление: до шага, до поворота — хуже от этого точно не будет. Даже если потом начнешь импровизировать, у тебя будет уверенность в происходящем и опора. 

Как побороть страх публичных выступлений: 11 лучших советов

Увлечься

Важный момент — уметь увлечься. Это кажется таким простым делом, при этом это не всегда так. Увлечься ролью, темой выступления, изучить информационные источники — необходимо. Как только ты начинаешь погружаться в ту или иную тему, то мир начинает разными способами откликаться на нее. Чем больше в это вникаешь, тем больше приходит информация и помощь извне.

Воспоминания

Опыт приобретается с потерями. Воспоминания уже пережитого, из своего личного опыта, тех или иных ситуаций, помогают стартовать, начинать эту игру, заводить мотор. При этом именно воспоминания с негативной коннотацией дают большую глубину. И это не прочитано в книге, не просмотрено в интернете, это опыт, который лучше всего знаешь на всех уровнях, на чувственном и на интеллектуальном.

Быть равным себе

Очень важно во время выступления понять — кто ты. Кто этот выступающий, где твоя опора? И максимально быть равным самому себе. Если ты интеллектуал, то не надо пытаться быть кем-то другим. Даже если ты играешь роль, которая максимально далека от тебя, все равно лучше ее строить от понимания того, кто ты есть. В любой ситуации нужно начинать с себя.

Произнесение текста

Если есть какой-то заготовленный текст, допустим, монолог в постановке, помогает такая вещь, как произнесение текста. К примеру, ты идешь по улице и произносишь этот текст. И в моменте обнаруживаются невероятные краски, которые были не так очевидны изначально. Когда ты произносишь что-то много раз, возникает ощущение, что тебе есть что сказать, и ты хочешь этим поделиться. 

Ритуал подготовки

И, наконец, очень помогает свой ритуал подготовки к выступлению. Есть актеры, кому необходимо побыть наедине с собой, послушать музыку, кому-то даже помыть полы. В одном из японских театров есть правило, что перед выходом на сцену актеры друг с другом не разговаривают и медитируют. 

Мне, например, нужно послушать музыку, которая ассоциирует меня с тем или иным спектаклем, с той или иной темой выступления, мне это очень помогает. Важно выработать свой мир подготовки перед спектаклем — это помогает, чувствуешь себя спокойнее в этот момент. В этом ритуале чувствуешь поддержку, осознаешь, что ты подготовлен.

Михаил Тройник
Михаил Тройник

Актер.

Фото: Adobe Stock