Легендарная Роми вошла в историю кино как одна из королев французского экрана. Хотя сама актриса родом из Австрии. Ей предлагали роли такие крупные режиссеры, как Орсон Уэллс, Лукино Висконти, Анри-Жорж Клузо и Клод Шаброль. Она отказалась сниматься у Клода Лелуша в «Мужчине и женщине», у Бертолуччи – в «Последнем танго в Париже» и, напрочь разругавшись с великим немцем, так и не снялась в «Замужестве Марии Браун» Фассбиндера.
Одной из судьбоносных встреч в ее жизни, по словам самой Роми Шнайдер, стало знакомство с Аленом Делоном (две другие – с Лукино Висконти и Коко Шанель). Тогда еще начинающий французский актер, партнер 20-летней Роми по фильму «Кристина», влюбился в нее, хотя их счастье продлилось совсем недолго. Столь же оглушительным, как и слава, сопровождавшая карьеру Роми Шнайдер, было личное горе, выпавшее на долю актрисы: разрыв с Делоном, самоубийство ее первого мужа – драматурга Гарри Майена и гибель любимого сына Дэвида. 29 мая 1982 года в возрасте 43 лет Розмарин (Роми) Шнайдер умерла от разрыва сердца. Чтобы вспомнить блистательную жизнь «самой красивой девушки мира» (так о Роми отозвался мультипликатор Уолт Дисней), мы смотрим фильм «Бассейн» (1969). Роми Шнайдер и Ален Делон, уже спустя несколько лет после расставания, сыграли историю любви, так пронзительно перекликающуюся с деталями их отношений.
История беспечных любовников, нежащихся в объятиях друг друга у бассейна виллы в Сан-Тропе, начинается с телефонного звонка. Писатель Жан-Поль (Ален Делон) и его подруга Марианна (Роми Шнайдер) наслаждаются уединением и не спешат брать трубку. На проводе – бывший бойфренд девушки Гарри (Морис Роне). Старый друг путешествует по Лазурному берегу со своей «недавно обретенной» взрослой дочерью Пенелопой (Джейн Биркин) и хочет нанести паре визит. Кстати, похожий телефонный звонок Алена Делона нарушил с большим трудом обретенное спокойствие семейной жизни самой Шнайдер. Ален позвонил Роми, чтобы предложить сняться в «Бассейне» Жака Дерэ. Никакую другую партнершу Делон видеть рядом с собой не желал.
Вопреки недовольству Жан-Поля, Марианна приглашает Гарри с дочерью погостить на их вилле. Отношения между четырьмя почти сразу становятся проблематичными. Персонаж Делона ревнует Марианну к бывшему любовнику Гарри (по иронии имя у него то же, что и у мужа Шнайдер), а тот на правах «старого друга» фамильярно с ней флиртует. Уязвленный Жан-Поль обращает внимание на юную и невинную Пенелопу, которую прекрасно исполнила очаровательная Джейн Биркин. И тут уже героиня Роми Шнайдер не может скрыть своего гнева. Недоверие возлюбленных друг к другу, уязвленное самолюбие, измена выливаются в трагедию. Наутро после ночной ссоры двух мужчин Гарри находят мертвым в бассейне. С этого момента психологическая драма перерастает в криминальный детектив. Еще одно совпадение: как раз во время съемок «Бассейна» Ален Делон оказывается замешанным в громкое дело с наркомафией и убийством одного из своих телохранителей. В то же время репортеры трубят со съемочной площадки фильма о страстных объятиях Алена и Роми, и хотя актер отшучивается, что «на этот раз они любили друг друга точно по сценарию», позже на премьере фильма все же разгорится скандал: взаимная нежность актеров все меньше походила на дружескую. Через несколько лет муж Роми все-таки попросил у нее развода.
Словно в голубой глади бассейна, в фильме отразилась правда о том, как тяжело страстным любовникам по-настоящему узнать и увидеть друг друга. Нечто подобное во времена пылкой любви переживали Роми и Ален – выходцы из совершенно разных миров. Шнайдер – «принцесса» из семьи потомственных актеров и Делон – «простой парень», бывший солдат, благодаря своему таланту, упорству и шарму оказавшийся в кинематографе.
Фильм «Бассейн» прекрасно продуман не только эстетически, хотя здесь, безусловно, есть на что полюбоваться: формалистичный дизайн 1960-х, солнечная Ривьера, которую, будто цветы, украшают полуобнаженные тела актеров. Сам образ бассейна как чаши, где под палящим солнцем плавятся человеческие страсти: от любви до зависти и убийства, – удачно найден режиссером Жаком Дерэ. Не случайно в фильме, который снимали на Лазурном берегу, море появляется в кадре лишь однажды – в сцене похорон. И тогда к зрителю приходит догадка, что это далекое море – не что иное, как всеобщая чаша чаш, куда, очистившись ото лжи, вливаются множество людских историй, похожих на ту, что пережили Роми Шнайдер и Ален Делон.