Культурная программа: что нужно знать о новой выставке в парке «Зарядье»

В «Зарядье» открылась масштабная экспозиция номинантов 1 Московской Арт Премии и выставка, посвященная теме коронавируса. Делимся подробностями в нашем материале.

Дмитрий Аске «Хранитель»

«Зарядье» расширяет привычное представление о музейных площадках и предлагает знакомиться с искусством на всей территории парка. Работы номинантов 1 Московской Арт Премии представлены на видовых точках и в павильонах парка. 

«Московская Арт Премия — это масштабный проект как в пространстве, так и во времени. В течение осени на всей территории и в павильонах парка будут появляться объекты современного искусства, пройдут театральные читки и творческие встречи. Работы художников-номинантов, многие из которых знакомы москвичам и гостям города, можно будет увидеть на одной площадке. Существуют ли выставочные рамки, и где заканчивается пространство музея, к которому все привыкли? Современное искусство отвечает на этот вопрос», — рассказал директор парка «Зарядье» Иван Демидов. 

Перед павильоном Заповедное посольство установлена пятиметровая скульптура Дмитрия Аске «Хранитель», а на входе в Медиацентр расположен объект «Фильтр» Григория Орехова из красного органического стекла. Посетители парка также смогут увидеть композицию из полированной нержавеющей стали «Агата» Григория Орехова — скульптура входит в коллекцию Русского музея и выставлялась в лондонской галерее Saatchi.

Перед входом в Ледяную пещеру разместилась инсталляция «Бытие и время» Валентина Коржова, а в самой пещере, своды которой покрыты кристаллами льда, можно увидеть «Ноев ковчег» Максима Харлова (часть номинированного проекта «После иконы»). Это композиция из ребер старого купола, выброшенных при ремонте одного из московских храмов. Максим Харлов превратил их в арт-объект, сохранив оригинальные фактуру дерева, железные фрагменты и крепежи. Экспонат установили на платформе, покрытой льдом. 

«Если честно, я приятно удивлен, что мой „Ноев ковчег“ стоит здесь, ведь современное искусство нуждается в таких пространствах. Музеи уже забиты достойнейшими произведениями искусства, а нам, художникам, нужно искать новые места», — поделился Максим Харлов.

В пространстве у Заповедного посольства разместился «Институт проблем изображения технических устройств» Александра Кутового. Главной своей задачей художник считает исследование свободы, которую человек дает роботам. Помимо экспозиции в Институте в течение осени будут проходить занятия по наблюдению за роботами, мастер-классы и лекции. В павильоне посетители могут увидеть и услышать «Протосимфонию» Алексея Дьякова, посвященную Сергею Прокофьеву. Работа выполнена из дерева и состоит из трех частей. Арт-объект дополняет музыкальная композиция.

Алексей Дьяков «Протосимфония»
Валентин Коржов «Жатва»

«Скрипка в своем первоначальном виде — это дерево. К этому относится нижняя часть композиции в виде фактурного пня. Дерево срубает мастер, который будет изготавливать скрипку, наделять ее красивыми чертами, силуэтом, и к этому относится вторая часть композиции. И третья часть отсылает нас к тому моменту, когда музыкант берет в руки инструмент. Свет символизирует музыку, неуловимые волны и вибрации благотворно влияют на слушателей», — рассказал Алексей Дьяков.

В холле Медиацентра показали фотографии Игоря Мухина из его книги «Москва Light», живопись Константина Батынкова, а также работы дизайнера и художника Андрея Люблинского. На экране можно увидеть видеоработы Олеси Алексеевой, Алексея Горбунова и Дмитрия Венкова. 

«Мне всегда очень нравится, когда работы находят неподготовленного зрителя. Если в музеях и галереях сформировалась определенная публика, которая готова к восприятию чего-то экспериментального, то неподготовленный зритель зачастую обладает определенным преимуществом в том, что у него будет свежий взгляд на вещи и какая-то неожиданная реакция», — отметил Дмитрий Венков, который представляет свой фильм «Гимны Московии», вошедший в шорт-лист Премии Кандинского 2019 года.

В рамках 1 МАП в выставочном зале Медиацентра представлены проекты Яна Гинзбурга, Таус Махачевой, Евгения Антуфьева, Павла Отдельнова, Алексея Мартинса, Игоря Самолета, Игоря Шелковского и других художников, номинированных на премию.

Работы художников-номинантов 1 МАП представляют отдельный блок выставки «Вирус. Что это было?» в Северном тоннеле, новом экспозиционном пространстве парка. 

Северный тоннель — это переосмысленный технический проход, расположенный на –1 уровне парка под Северными ландшафтами и превращенный в полноценный «урбан-променад». Брутальная декорация городского пространства становится естественным фоном для художественных произведений и предлагает гостям новый увлекательный маршрут, соединяющий две главные точки входа в парк — со стороны Васильевского спуска и от Китайгородского проезда. 

В проекте принял участие немецкий художник Штеффен Крафт aka ICONEO, который стал популярен благодаря своим иллюстрациям, напоминающим о проблемах современного мира. Андрей Шкарин рассуждает о «выпутывании сознательных граждан из ограничительных мер», художник Андрей Люблинский показал пустые пейзажи Москвы, а Ангелина Ермачкова посвятила работу курьерам, которые обеспечивали нас всем необходимым во время карантина.

Одна из главных тем, затронутых художниками — заслуга врачей, которые стали настоящими героями 2020 года. Так, художник Евгений Королев показал врачей, которые спасают жизни даже ночью, когда город погружается в сон, а Евгений Русак изобразил, как измеряют температуру. 

В течение осени экспозиция будет дополняться новыми произведениями — в Северном тоннеле планируется показать около 30 работ. Вход на все экспозиции бесплатный.

Фото: архив пресс-служб