Музей Гетти в Лос-Анджелесе приобрел изображение, сгенерированное искусственным интеллектом. Это первый подобный случай в практике учреждения, сообщает портал Artnet.
В коллекцию музея вошла картина ИИ-художника и фотографа из Коста-Рики Матияса Саутера Морера под названием «Cristian en el Amor de Calle». Она будет показана на выставке уже в сентябре 2025 года.
На снимке, созданном Морера, изображены двое мужчин-латиноамериканцев в голубых кожаных куртках с золотыми украшениями. Этот портрет отсылает к истории «пегaмaчос» — закрытого сообщества ковбоев из западной части Коста-Рики. Считается, что их расцвет пришелся на 70–80-е годы прошлого века.
По словам Морера, они существуют и по сей день, но встречаются значительно реже. В основном, представители сообщества ведут себя скрытно и стараются действовать анонимно. Поэтому художник воспользовался нейросетями для создания картины, чтобы обеспечить конфиденциальность реальным представителям.
«ИИ предоставил возможность сделать это фото, не вторгаясь в реальную жизнь и не размещая реальные лица коста-риканцев, которых люди могли бы узнать. Поскольку культура „пегaмaчо“ остается скрытой, изображения искусственного интеллекта служат имитацией фотографии, вымыслом и средством, с помощью которого я могу представить и построить воображаемую параллельную историю», — сказал он.
В своей работе Морера применяет не только нейросети, но и различные фоторедакторы, чтобы добиться от таких «фотографий» максимального результата. Сначала он, по собственному признанию, придумывает идею, генерирует изображение, а затем уточняет и улучшает его с помощью Photoshop и других инструментов.
Впервые изображения художника попали на рынок Лос-Анджелеса благодаря куратору и консультанту по искусству Ханне Слоун. Она назвала тот факт, что музей Гетти решил купить сгенерированную картину, «примечательным», однако подчеркнула свою надежду на то, что использованная техника не затмит посыл работы (читайте также: Мода и нейросети: как искусственный интеллект создает новый гардероб и почему он вам точно понравится).
«В основе образа Саутера Мореры… это желание переосмыслить ранее подвергавшуюся цензуре и невидимую часть культурного прошлого Коста-Рики. Позволить техническим аспектам этой работы затмить замысел, стоящий за ней, было бы большой медвежьей услугой для художника и сообщества, о котором идет речь», — отметила она.
При этом стоит отметить, что в арт-сообществе не один год ведутся споры по поводу использования нейросетей. Это касается не только индустрии фотографии и живописи, но и других креативных индустрий. Многие представители сферы искусства сомневаются в этичности применения ИИ-инструментов. Однако организаторы выставки в музее Гетти смотрят на ситуацию весьма позитивно.
«В развивающейся истории фотографии люди оплакивали смерть этого средства массовой информации с наступлением цифровой эпохи. Искусственный интеллект — это лишь последняя причина болезненного восприятия в этой эволюции. Мы научились фотографировать без пленки, теперь учимся фотографировать без фотоаппарата», — рассказал галерист Крейг Крулл, который в следующем месяце проведет персональную презентацию работ Морера (читайте также: ИИ разрушает отношения: как нейросети изменили культуру дейтинга).
Фото: Jorm Sangsorn/Shutterstock/Fotodom, архивы пресс-служб