Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века

В конце 19 столетия активно развивается типография и многокрасочная печать. В Европе появляются мастерские по созданию плакатов и афиш. Происходит рекламный бум!

Леонетто Каппиелло и игристое вино

Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века
Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века

Каппиелло прославился как карикатурист, но позднее ушел в рекламу. Его постеры отличались простой и яркой метафорой, благодаря чему бренд, для которого он рисовал, легко запоминался. Художник работал с самыми разными компаниями: спагетти Baroni, шоколад Milka, кофе La Victoria Arduino. 

Также Каппиелло рисовал рекламные постеры для алкогольных напитков: вермутов, абсентов, аперитивов, игристых вин Cinzano. Компания Cinzano была первой, кто вкладывал большие деньги в создание рекламных постеров и привлекал самых известных иллюстраторов. Вместе с Каппиелло над плакатами работали Хохенштейн, Кодогнато, Анри Прива-Ливмон и Сакетти. Теперь их работы входят в музейные коллекции по всему миру. 

Альфонс Муха и бисквит

Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века
Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века

Чешский художник Альфонс Муха или «Мюша», как его называли во Франции, начал заниматься рекламными плакатами в Париже из-за острой нехватки денег. Он делал иллюстрации для афиш, календарей, меню, приглашений и книг. Популярность к художнику пришла после афиши для пьесы «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Постер так понравился Бернар, что с ее подачи художник стал главным декоратором театра. Работа закипела, стали приходить все новые и новые заказы: декорации для постановок, костюмы, украшения, рекламные плакаты для велосипедов, бисквитов, шампанского. Его стиль легко узнаваем. Видите в центре плаката роскошную женщину в цветах словно из сказки? Скорее всего, это Муха.

Анри де Тулуз-Лотрек и Мулен Руж

Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века
Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века

Плакаты Анри де Тулуз-Лортека сегодня считаются эталонными в жанре рекламы, хотя при жизни художник подвергался постоянной критике. Завсегдатай баров и кабаре, Тулуз-Лотрек часто в своих работах изображал актеров, танцовщиц, музыкантов и посетителей ночных развлекательных заведений Монмартра. В каждой его картине видна драма художника: наследник древнего аристократического рода не находит места в высших кругах из-за инвалидности, он проводил все свое время в кабаках, где внимательно наблюдал за происходящим и передавал это в своих работах. Одна из самых популярных афиш художника была сделана по заказу «Мулен Руж» в 1891 году. На ней изображены танцовщица Ла Гулю и ее партнер Валентин Бескостный.

Владимир Табурин и швейная машина

Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века
Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века

Русский художник Владимир Табурин создавал иллюстрации для произведений Пушкина, Тургенева и Гоголя, делал почтовые открытки, рекламные плакаты для локомобилей, молотилок, табака и выставок. Но работа, прославившая его на всю страну, — реклама швейной машинки «Зингер». Художник начал сотрудничество с американской компанией, когда она только выходила на российский рынок. Перед ним стояла задача создать образ компании, близкий русскому человеку. И ему это удалось. На рекламном плакате художник изобразил русскую красавицу из народных сказок за швейной машинкой. Работа понравилась руководству «Зингера»: она стала торговым знаком компании в Российской империи и украшала фирменные магазины бренда по всей стране.

Марчелло Дудович и обогреватель

Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века
Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века

Дудович, Капьелло и Хохенштайн считаются основателями итальянского стиля рекламных плакатов. Марчелло Дудовича любили за то, с какой точностью он передавал характер героев на своих работах. Хороший пример — рекламный плакат обогревателя фирмы «Weinhagen»: только посмотрите, как чувственно замерзшая девушка тянется к обогревателю, будто пытаясь забрать весь жар, и как заботливо супруг поправляет ее меховую накидку. Дудович также создал десятки плакатов для итальянского универмага Mele, алкогольных брендов, магазина шляп «Борсалино» и модного дома мужской одежды «Fratelli Sanguinetti».

Плинио Кодогнато и автомобили

Итальянский иллюстратор Плинио Кодогнато прославился своими плакатами с автомобилями. На протяжении 20 лет он создавал рекламные постеры для компании Fiat. Автомобили на его плакатах всегда были изображены в движении. Чтобы показать их мощь и скорость, Кодогнато рисовал их на фоне грозного орла, крылатого льва или пегаса. Помимо Fiat художник сотрудничал с производителем шин Pirelli, велосипедами Atala, алкогольными брендами  Cinzano и Campari. Всего художник создал более 1000 плакатов.

Плакаты как искусство: как выглядела реклама в конце XIX века

Фото: архивы пресс-служб