Полный гид по выставке «Выбор Добычиной»

К сожалению, сегодня имя Надежды Добычиной несправедливо забыто. Однако вклад этой уникальной галеристки в развитие сферы искусства невозможно переоценить. Недаром эпоху десятых годов прошлого века искусствовед и мемуарист Лазарь Розенталь называл «добычинской»…

Художественное бюро Добычиной и его проекты

Основанное Надеждой Добычиной в 1911 году Художественное бюро было знаковой выставочной площадкой Петербурга. Именно в его стенах проходили экспозиции мирискусников и авангардистов, Александра Гауша и Наталии Гончаровой, финских и латвийских художников… К тому же, Художественное бюро — предприятие как будто чисто коммерческое — стало стартовой площадкой для еще мало известных тогда «крайних» модернистов — Юрия Анненкова, Владимира Баранова-Россине, Василия Кандинского и Марка Шагала.

Кстати, именно в Бюро Добычиной публике был впервые представлен малевичевский «Черный квадрат».

Устраиваемые Добычиной коллективные смотры современной живописи были принципиально демократичны, объединяя художников разных стилистических пристрастий и идейных воззрений. А в «комитеты» ее выставочных проектов входили Натан Альтман, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Дмитрий Кардовский, Игорь Грабарь, Максим Горький…

Полный гид по выставке «Выбор Добычиной»
Сомов Константин. Портрет Н.Е. Добычиной, 1921. Собрание KGallery, Санкт-Петербург

После открытия на Дивенской улице Петербургской (Петроградской) стороны Художественное бюро активно развивалось и вскоре переехало на набережную реки Мойки, а потом и на Марсово поле — в самый центр города, занимая все более и более прочное место в культурной жизни российской столицы. Начав свою деятельность с любопытных, но достаточно скромных графических выставок, Добычина довольно скоро перешла к проведению ярких, масштабных и смелых экспозиций.

 «Все новое, смелое и революционное в искусстве, не имевшее доступа на большие выставки, находило приют на интересных Добычинских выставках», — писал известный живописец и искусствовед Игорь Грабарь.

В залах Бюро проходили как проекты, устроенные самой галеристкой, так и экспозиции, для которых она только предоставляла залы: выставки членов объединения «Мир искусства» сменялись показами радикальных авангардистов, при этом их участники знакомились друг с другом и начинали выставляться вместе. Показательно, что, подводя итоги выставочного сезона 1915–1916 годов, автор газеты «Вечернее время» рассказывает об экспозициях, прошедших в Академии художеств, Обществе поощрения художников, а также в Бюро Добычиной. Кроме них, он лишь вскользь упоминает «шесть крупных выставок», прошедших в «различных частных помещениях». Так, Бюро всего за несколько лет работы стало одной из главных и престижных выставочных площадок в столице. А в личной коллекции Надежды Добычиной числилось, по разным данным, от 80 до 250 работ. Впоследствии это уникальное собрание разошлось по престижным частным и государственным собраниям.

Полный гид по выставке «Выбор Добычиной»
Шагал Марк. Аптека в Витебске, 1914. Частное собрание, Москва

Сегодня искусствоведы считают, что в широком контексте личность Добычиной сопоставима с культовыми фигурами европейского и американского модернизма — Пегги Гуггенхайм и Гертрудой Стайн — женщин, которые не боялись «пропагандировать» идеи нового искусства, покупали и «продвигали» Пабло Пикассо и Джексона Поллока и вошли в историю искусства и литературы.

Можно сказать, что выбор этой галеристки — «Выбор Добычиной» — во многом определил не только судьбы многих художников-модернистов, но и сформировал лицо русского искусства начала ХХ века. Именно поэтому в 2023 году Музей русского импрессионизма решил организовать выставку с таким символичным названием. Она будет открыта до 24 сентября и несомненно заслуживает внимания всех, кто неравнодушен к истории искусства.

Что будет представлено на выставке «Выбор Добычиной»?

Экспозиция «Выбор Добычиной» познакомит с основными проектами Художественного бюро с 1912 по 1919 год: от «Постоянной выставки современного искусства» с работами мирискусников и авангардистов до персональной экспозиции Николая Кульбина — художника и теоретика авангарда. Посетители также увидят работы из личной коллекции Надежды Добычиной: живопись и графику ведущих мастеров начала XX века, среди которых Александр Бенуа, Константин Сомов, Кузьма Петров-Водкин, а также произведения менее известных авторов: Валентины Ходасевич, Виктора Замирайло, Юрия Черкесова и других.

Полный гид по выставке «Выбор Добычиной»

Продолжение экспозиции на третьем этаже музея будет посвящено проектам Художественного бюро, которые по разным причинам не были осуществлены. Первая мировая война, а впоследствии две революции вносили коррективы в выставочные планы. Архивные документы, газетные вырезки, личная переписка художников дали возможность восстановить тематику и состав участников нереализованных выставок: показов персидского и японского искусства, выставки мастеров русской провинции, персональных экспозиций Льва Бакста, Сергея Судейкина, Василия Шухаева и Николая Рериха. Этот раздел выставки позволит представить, что могли увидеть гости таких «неслучившихся» проектов.

Выставка станет первым масштабным исследованием, посвященным фигуре Надежды Добычиной и ее влиянию на русскую культуру начала XX века.

Составить представление о деятельности галеристки помогут произведения из более чем 40 собраний: частных коллекций, российских и зарубежных музеев. В их числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Приморская государственная картинная галерея, Музей русского искусства в Ереване, Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева и другие.

Ряд произведений будут сопровождать тактильные станции с объемными макетами картин и дополнительными элементами, дающими представление о фактуре живописи. Прочувствовать настроение работ помогут ароматы, созданные парфюмерами бренда NŌSE Perfumes по мотивам четырех картин Наталии Гончаровой, Ильи Машкова, Роберта Фалька и Ольги Розановой. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых.

Фото: архивы пресс-служб