Эта выставка призвана показать, как развивалось русское искусство в период с конца XIX до серединыXX века через призму портретов жен великих мастеров. Художественные изменения, которые претерпел женский портрет на рубеже веков, во многом основаны на социальных и политических потрясениях этого непростого времени. От классических образов, тяготеющих к декоративности и воспеванию женственности, через слом художественных основ русское искусство приходит к образу новой амазонки — советской женщины. Светские красавицы в корсетах, мехах и шелках, трогательные и пленительные в своей простоте хранительницы очага предстают на портретах конца XIX века. Им на смену приходят решительные революционерки, женщины с прямыми взглядами и крутым разворот плеч — они строят новый мир наравне с мужчинами.
Посетителей ждет встреча со множеством женских образов, среди которых портрет верной спутницы Валентина Серова Ольги Трубниковой, полностью посвятившей себя мужу и подарившей ему шестерых детей. Константин Коровин, лучший друг художника, был восхищен этой женщиной и при возможности одаривал ее драгоценностями с сапфирами и жемчугом, браня Серова, что тот не покупает Ольге Федоровне украшений. Здесь же и портрет гражданской жены самого Константина Коровина – Надежды Комаровской, актрисы Большого драматического театра в Петрограде. Интересно, что его законная супруга Анна Фидлер так и не была запечатлена художником. Она была предана ему и прожила с ним вплоть до его смерти в эмиграции, но их брак не был счастливым. Коровин не раз упрекал ее в мещанстве и безучастности к своему творчеству. За два года до смерти он признался: «Она ничего не понимает! Я одинок. Поймите: я – одинок!
Юлия Евстафьевна, жена художника Бориса Кустодиева, сидит в больничном коридоре. Из операционной выходит профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Она, уже потерявшая младшего сына мать и сейчас теряющая мужа, эта милая, мягкая подруга и советчица умоляет: «Руки оставьте, руки! Художник – без рук! Он жить не сможет...» Последующие 11 лет своей жизни выдающийся мастер Борис Кустодиев проведет в инвалидном кресле, но именно в этот период он создаст наиболее яркие и зрелые работы.
На выствке дейсвует бесплатный аудиогид, который расскажет больше интересных историй о художниках и их женах. К выставке специально издан иллюстрированный каталог, который впервые объединил под одной обложкой несколько десятков портретов и личных историй жен русских художников.
Когда? 1 февраля — 15 мая 2018 года
Где? Музей русского импрессионизма
Билеты по ссылке
Фото: архивы пресс-служб