Архитектор Норман Фостер (Norman Foster) заключил соглашение с ГМИИ им. Пушкина еще в 2009 году, разработав обширный проект реконструкции музея. Например, все соседние здания на улице Волхонка и в ближайших переулках, согласно замыслу, объединялись в единый «музейный городок», а один из входов в музей планировалось построить прямо из станции метро «Кропоткинская». Разработку компании Foster & Partners одобрило российское правительство, но ее все время откладывали из-за разногласий с защитниками архитектурных памятников.
В эту среду на заседании Архитектурного совета возникли некоторые вопросы к Норману Фостеру. Ему был выдвинут ультиматум: либо архитектор приезжает в ближайшее время Москву и защищает свой проект, либо отказывается от него. Как оказалось, Фостер успел опередить жесткие требования, так как еще в июне отправил официальное письмо с отказом Ирине Антоновой, бывшему директору музея (в настоящее время директором является Марина Лошак). «Foster & Partners пошли на это из-за того, что музей на протяжении последних трех лет не подключал бюро к развитию проекта, которым занимались другие люди, вопреки нашим многочисленным попыткам продолжить участие в его судьбе», – говорилось в письме. После выдвинутых претензий Норман Фостер уточнил, что не хочет, чтобы его имя и название фирмы упоминались в связи с реконструкцией.
Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина является одним из главных культурных центров России. Сейчас он имеет три основных здания – главное, Галерею стран Европы и Америки XIX и XX веков и Отдел личных коллекций. Музей был открыт 101 год назад и вот уже почти полвека проводит лекции по искусству и держит кружки для детей и дошкольников. В настоящее время в ГМИИ проходит экспозиция картин прерафаэлитов – европейских мастеров второй половины XIX века, заново открывших женскую красоту.