Сила звука: что нужно знать о скрытом потенциале голоса (и как с ним работать)

Если перефразировать классика — голосом можно убить, можно спасти, а можно полки за собой повести. Наш голос — это звук. А звук — это вибрация, с помощью которой можно настроиться на любую частоту. Мы можем работать с нашим голосом и его тембром ровно так, как работаем с нашим телом: например, в спортзале или на занятиях йогой. Нам доступны упражнения, помогающие исправлять тембральные недостатки и контролировать звучание голоса.

Допустим, человек находится в невротическом состоянии. Тембр его голоса высокочастотен и при долговременном прослушивании вызывает некоторую тревогу. Такому человеку сложно быть убедительным, например, на переговорах, так как на невербальном уровне считывается его тревожное состояние. В данном случае его тембр нужно сделать менее высокочастотным, более мягким и округлым. 

Сила звука: что нужно знать о скрытом потенциале голоса (и как с ним работать)

Сонастроиться с низким звучанием и немного «заземлиться» поможет практика звучания на звукосочетание «ГАМ», где «Г» — это южнорусский шумный аналог русского «Г». На нем гортань опускается вниз, создавая больший объем для резонирования низких и средних частот. Выполняя это упражнение, необходимо следить за тем, чтобы челюсть не была зажата: на звуке «М» рекомендуется сомкнуть только губы, но не зажимать саму челюсть. Как только вы почувствуете, что воздух заканчивается, возьмите вдох (желательно животом) и продолжите звучание до следующего желания вдохнуть. Выполнять эту звуковую практику следует в течение 3-5 минут в день. 

В случае, когда в тембре недостает высоких частот (в мире вокальных тренеров этот спектр тембра называется высокой певческой формантой), голос кажется нам невыразительным, тихим, иногда слишком «грузным». На помощь приходят упражнения на назализацию, сужение выхода из гортани и проработку высокочастотных гласных звуков, например «И» и «Е».

Сила звука: что нужно знать о скрытом потенциале голоса (и как с ним работать)

Попробуйте произнести заднеязычный носовой звук «Н» с открытым ртом (характерный для английского произношения). В данном случае язык полностью закроет выход для звука изо рта и вы почувствуете, как резонируют носовые пазухи. «ПоНычите» до появления желания сделать вдох (также животом). Продолжайте делать такой «подзвученный» дыхательный цикл в течение 3-х минут. Далее к звуку «Н» добавляем сочетание «ГЕ», и также с открытым ртом выдыхаем на «НГЕ». Этот звуковой дыхательный цикл выполняем в течение одной минуты, а затем продолжаем практику на звукосочетание «НГИ» (одну минуту). 

Тембр голоса можно видоизменять в зависимости от поставленной задачи — например, это часто практикуют актеры. Также такой навык пригодится тем, кто выступает на публике.

Сила звука: что нужно знать о скрытом потенциале голоса (и как с ним работать)

Часто задачу «понравиться» мы решаем за счет внешнего вида — так можно обозначить статус, настроение или подчеркнуть характер. Пытаясь скрыть страх и неуверенность, мы можем контролировать походку и жесты, но не всегда задумываемся, что именно тембр и речь на подсознательном уровне с «потрохами» выдают наше состояние собеседнику. С помощью звуковых вибраций можно влиять не только на свое эмоциональное состояние, но и на свое тело, свой организм. Звук влияет на жидкость (а мы, как известно, из нее состоим) ткани, кости. Мы пульсируем, потому что сердце пульсирует, и, конечно, звуковые вибрации будут влиять и на это.

Татьяна Шурупова

Персональный тренер, вокальный коуч звезд, основатель успешной школы

Фото: Getty Images