Рембрандт. Другой ракурс
На выставке в главном здании ГМИИ им. Пушкина в одном пространстве предстанут произведения Рембрандта из собрания музея и вдохновленные ими скульптуры современного художника Дмитрия Гутова. Одна из композиций была создана Гутовым специально для выставки по рембрандтовскому рисунку «Молодая женщина с ребенком на руках». В своих пространственных конструкциях из металла он использует уникальную авторскую технику, детали которой предпочитает не раскрывать. Впрочем, здесь важен конечный результат: причудливое сочетание абсолютных противоположностей — тяжести металлических прутьев и невесомости обрамляемого ими воздуха. Этот проект — очередной диалог классического и современного искусства, серию которых музей открыл в прошлом году выставкой «Мимикрия» бельгийца Вима Дельвуа, чьи скульптуры зрителям предлагалось найти среди классических шедевров. «Рембрандт. Другой ракурс» — один из специальных проектов 6-й Московской биеннале современного искусства, основная экспозиция которой откроется на ВДНХ в начале октября.
ГМИИ им. Пушкина, 8 сентября-10 октября
AES+F. Inverso Mundus
«Перевернутый мир» — так в переводе с латыни звучит название нового проекта медиахудожников группы AES+F, участвовавшего в мае этого года в параллельной программе 56-й Венецианской биеннале. Здесь абсурдные сюжеты Средневековья — вроде свиньи, потрошащей мясника, или нищего, подающего милостыню богачу, — предстают в антураже сегодняшнего дня, а их персонажами становятся современные типажи, от уборщиков улиц, до героев глянцевых журналов. Формат трехканальной панорамной инсталляции создает почти полную иллюзию присутствия в этом странном, перевернутом мире. В России Inverso Mundus покажут в рамках специальной программы 6-й Московской биеннале современного искусства. AES+F — аббревиатура, составленная из фамилий входящих группу художников: Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса. Они удивительно органично сочетают в своих работах современный визуальный язык фотографии и видео с традиционными техниками — живописью и скульптурой.
Мультимедиа Арт Музей, 9 сентября-1 ноября
Эдвард Штайхен в высокой моде
Эдвард Штайхен — фигура легендарная в мире фотографии и моды. Начиная с работ в духе импрессионизма, ар-нуво и символизма в 1900-е годы, в 30-е он совершил настоящий прорыв в фэшн-фотографии, определивший ее развитие на годы и поколения вперед. Среди его последователей значатся имена Хорста, Ричарда Аведона и Брюса Вебера, а в числе позировавших ему моделей — едва ли не все самые харизматичные личности XX века от Гэри Купера и Марлен Дитрих до Уильяма Йейтса и Джорджа Гершвина. Выставка в Мультимедиа Арт Музее представит новаторские модернистские работы Штайхена 1920-1930-х годов, на которые приходится его сотрудничество с Condé Nast. Оригинальные отпечатки из архивов издательского дома впервые за более чем семьдесят лет откроют для широкой публики. Добавьте к этому редкие экземпляры журналов Vogue и Vanity Fair с фотографиями Штайхена.
Мультимедиа Арт Музей, 9 сентября-1 ноября
петер_вайбель: technē_революция
В конце 1960-х скандальную славу австрийцу Петеру Вайбелю, специальному гостю 6-й Московской биеннале современного искусства, принесли радикальные перформансы и экспериментальная поэзия. Но в живые классики он записан как один из пионеров и теоретиков медиаискусства, а также идеологов «расширенного кино», существующего на стыке изобразительного искусства и кинематографа. Центральными экспонатами выставки в ММСИ станут интерактивные медиаинсталляции, экспериментальные фильмы и видео. Пусть вас не пугают названия вроде «Распятие идентичности» и «Эпистемиологическая видеология» — даже если смыл происходящего от вас ускользает, это эмоциональный опыт, который стоит того, чтобы его пережить.
Московский музей современного искусства в Ермолаевском, 11 сентября — 1 ноября
На берегу реки — покинутый город с редкими, порой едва различимыми следами пребывания человек. Инсталляция архитектора Александра Бродского в пространстве бывших Провиантских складов, ныне занимаемых Музеем Москвы, — это метафора жизни и смерти, образ вечного хода созидающего и разрушающего времени. Символическое совпадение фамилий главного русского поэта XX века и архитектора неслучайно: Александр Бродский тоже поэтизирует действительность. Еще в 70-80-е годы он стал одним из основоположников так называемой «бумажной архитектуры» — по сути, утопического искусства, изначально обреченного на невоплощение, искусства существующего только в фантазии его автора. (Что, впрочем, не помешало ему стать одним из самых известных и востребованных российских архитекторов и художников.) Сегодня он — специальный гость московской биеннале.
Музей Москвы, 19 сентября-9 октября
Аниш Капур. Моя алая родина
Первая в России персональная выставка одного из самых влиятельных современных художников — очередной must-see проект Московской биеннале. В 2009 Аниш Капур первым из ныне живущих художников удостоился чести представить свои работы в лондонской Королевской академии художеств. Один из участников группы «Новая британская скульптура», Капур стал известен в 1980-е. Отличительные черты его стиля — простота формы, изогнутые линии, яркие монохромные краски. Мировая слава пришла к Анишу Капуру в конце 1990-х-начале 2000-х, на которые приходятся самые масштабные его работы: показанная в Тейт-Модерн стальная инсталляция «Марсий» площадью 320 квадратных метров, 100-тонная скульптура «Врата облаков» в чикагском парке «Миллениум» и огромное «Зеркало неба», установленное в британском Ноттингеме, а позже представленное в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. На открытии московской выставки будет сам художник, который встретится со зрителями в формате public talk.
Еврейский музей и центр толерантности, 22 сентября 2015-17 января 2016
Андрей Бартенев. Скажи: я тебя люблю!
Еще один специальный гость Шестой московской биеннале — Андрей Бартенев, чье чрезвычайно многогранное творчество представит масштабная ретроспектива, которая займет два корпуса Музея современного искусства на Гоголевском бульваре. Творчество Бартенева объединяет изобразительное искусство, перформанс, танец и музыку, но какую бы форму он ни выбирал, всем его работам неизменно присуща театральность. Она выражается и в продуманной внутренней драматургии, и в зрелищности его проектов — карнавальных, абсурдных, фантасмагоричных. В каком-то смысле он продолжает традицию, заложенную художниками дягилевских сезонов и Всеволодом Мейерхольдом. Среди многочисленных экспонатов на выставке можно будет увидеть авангардный проект 1993 года «Снежная королева», выставлявшийся в Третьяковской галерее, а затем в лондонских Royal Festival Hall и Victoria & Albert Museum и попавший на страницы культового модного журнала 1990-х «Птюч».
Московский музей современного искусства на Гоголевском, 30 сентября — 8 ноября
Фото: архивы пресс-служб