«Точки зрения»: 3 причины посетить новую выставку в Музее русского импрессионизма
Остроумова-Лебедева Анна. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

«Точки зрения» — экспозиция, которая рассказывает о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков. Мы нашли как минимум три причины, чтобы внести посещение этой выставки в свои планы.

Причина №1. Через сопоставление портретов и автопортретов художников убедиться, что каждый творец обладает уникальным взглядом на мир

На выставке, в которую вошли работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой и многих других художников, зрители смогут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники — живописцы, графики, скульпторы. Реалисты и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета» пишут автопортреты и портреты друг друга, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения».

Если некоторые пары автопортретов и портретов оказываются практически идентичны по стилистике — как, например, практически беспредметные образы Александра Родченко и Варвары Степановой, то другие обыгрывают разницу манер — это автопортрет Михаила Ларионова парижского периода и его портрет кисти Наталии Гончаровой.

«Точки зрения»: 3 причины посетить новую выставку в Музее русского импрессионизма
Степанова Варвара. Автопортрет. 1920. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Точки зрения»: 3 причины посетить новую выставку в Музее русского импрессионизма
Родченко Александр. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва.

В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения художников: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских. В начале века в портретах появляются и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные или старинные костюмы, картины-в-картине, окна, средневековые города в качестве фона или даже городские микромиры.

Причина №2. Узнать новые имена и увидеть работы, которые выставляются впервые

Выставка будет сопровождаться рядом открытий. Впервые будут экспонироваться «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также работа Роберта Фалька «Лиза в голубой шали» из коллекции Орловского музея изобразительных искусств, ранее не представленная в Москве. Широкая публика познакомится с малоизвестными именами, среди которых Виктор Барт — соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин — ученик Роберта Фалька и Владимир Бехтеев — участник объединения «Синий всадник».

Посетители увидят произведения из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ряда федеральных и региональных российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Автопортреты и портреты будут дополнены архивными фотографиями, которые позволят провести параллели с реальным обликом художника и его артистическими интерпретациями.

«Точки зрения»: 3 причины посетить новую выставку в Музее русского импрессионизма
Фальк Роберт. Лиза в голубой шали. 1909. Орловский музей изобразительных искусств.
«Точки зрения»: 3 причины посетить новую выставку в Музее русского импрессионизма
Ларионов Михаил. Автопортрет с неизвестной. 1924. Государственная Третьяковская галерея.

Причина №3. Открыть для себя Федора Шаляпина — художника

Одновременно с основной экспозицией откроется особый спецпроект на третьем этаже музея — «Точки зрения: Федор Шаляпин». Он предлагает посмотреть на Федора Шаляпина собственными глазами артиста и глазами его современников. Знаменитый певец покорял публику по обе стороны океана, а в свободное от театра время увлекался живописью, графикой и скульптурой. На выставке будут представлены автопортреты, фотографии, сценические костюмы, а также произведения его друзей-художников.

Обладая незаурядными внешними данными и ярким характером, Шаляпин зачастую становился моделью для талантливейших мастеров эпохи, изображавших его в жизни и на сцене. Посетители увидят работы Константина Коровина, Александра Головина, последний прижизненный портрет артиста, выполненный Василием Шухаевым, и бронзовый бюст работы Паоло Трубецкого.

Выставка также познакомит с Федором Шаляпиным — мастером перевоплощения, убедительно исполняющим на сцене разные роли и партии. Знаменитые образы Ивана Грозного и Бориса Годунова, Демона и Фарлафа, Дона Базилио и Дон Кихота, созданные оперным певцом, будут соседствовать в экспозиции с масштабным живописным портретом кисти Бориса Кустодиева, пожалуй, самым узнаваемым изображением артиста.

«Точки зрения»: 3 причины посетить новую выставку в Музее русского импрессионизма
Харитонов Николай. Портрет Фёдора Шаляпина. 1916. Музей А. М. Горького ИМЛИ РАН, Москва.

Благодаря театру Федор Шаляпин всегда был тесно связан с художественным миром. Он брал уроки лепки у скульптора Ильи Гинцбурга, пробовал свои силы в живописи и графике, экспериментировал с различными техниками и материалами. Дополнят впечатление об артисте-художнике архивные фотографии и аудиозаписи его выступлений.

Выставка продлится до 2 октября 2022 года. Продажа билетов откроется уже совсем скоро на официальном сайте музея.

Фото: архивы пресс-служб