«Сказки Пушкина»
Хотя премьера состоялась под занавес сезона в июле, пока немногим посчастливилось увидеть «Сказки Пушкина» в постановке американского режиссера-авангардиста Боба Уилсона, признанного гения и основателя театральной лаборатории Watermill Center в Нью-Йорке. В основе спектакля в Театре Наций — «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Медведиха», а также фрагменты поэмы «Руслан и Людмила». В роли рассказчика выступает Евгений Миронов. Художественный язык Уилсона мгновенно узнаваем: выбеленные лица, неестественная, утрированная пластика, игра света и тени и сложных визуальных образов. Спектакли Уилсона изысканны и многослойны, полны символизма и метафор — это чистая театральность, не имеющая отношения к реальному миру, но удивительным образом меняющая его восприятие.
Театр Наций, 15-19 сентября
«Кому на Руси жить хорошо» и «Русские сказки»
Две новые постановки Кирилла Серебренникова по поэме Некрасова и сказкам Афанасьева являются логическим продолжением спектаклей прошлого сезона — «Мертвых душ» по Гоголю и «Обыкновенной истории» по Гончарову. В «Кому на Руси жить хорошо» Серебренников в очередной раз стряхивает пыль с русской классики, обращаясь к ней в поисках ответов на злободневные вопросы современности: кому живется весело, вольготно на Руси? Что такое «русский мир» и где его границы? Как всегда, не обойдется без музыки и хореографии. «Русские сказки» — вторая часть дилогии — представляет собой интерактивный спектакль-променад, действие которого разворачивается по всему театру. Точнее, это даже три спектакля — зрителям, подобно добрым молодцам на распутье, предстоит выбрать одну из трех актерских групп, которые станут их проводниками в сказочный мир знакомых с детства героев и архетипов.
«Гоголь-центр», 15-17, 19 и 20 сентября
«Утиная охота»
Пьеса Вампилова в театре «Et Cetera» получила нетривиальную интерпретацию в жанре саундрамы, созданном режиссером Владимиром Панковым в начале 2000-х. Саундрама — это синтез музыки, шумов, художественного текста и хореографии. Как говорит Панков, ему было интересно попытаться найти ответ на вопрос, что это за тип личности такой: плохой хороший человек — любимый всеми, но сам неспособный любить? При этом он смещает акценты с главного героя вампиловской пьесы, спивающегося интеллигента Зилова, на женские персонажи — ведь именно женщины формируют мужчин, движут ими, спасают, но нередко и разрушают. Панков погружает своих героев в некое мистическое пространство, в котором стираются границы реальности, где жизнь временами становится похожей на смерть и наоборот.
Театр «Et Cetera», 24 сентября
Фото: пресс-службы театров