В Петербурге на заводе «Монументскульптура» по заказу президента Российской академии художеств Зураба Церетели в 2013-м году отлили бронзовую статую Христа высотой 33 метра – по количеству лет, прожитых им на Земле. Это не так много: высота статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро достигает почти 40 метров. Но амбиции скульптора простираются намного выше, и фигура Иисуса будет установлена на 50-метровом постаменте, украшенном рельефами. Тогда общая высота статуи Церетели составит 83 метра и опередит признанную ранее самой высокой статую Христа в Португалии – высотой чуть менее 80 метров.
Гигантомания Зураба Церетели давно стала притчей во языцех и часто становится причиной почти анекдотичных ситуаций. Например, московскую статую Петра высотой 94 метра, занимающую восьмое место в рейтинге самых высоких статуй в мире, московское правительство в 2010 году хотело перенести в северную столицу, но эстеты-петербуржцы вежливо отклонили предложение. На решении и тех и других, вероятно, сказалось включение монумента в том же году в список самых уродливых статуй в мире. Что, тем не менее, не смутило Архангельск и Петрозаводск, откуда пришли сообщения о готовности принять Петра у себя. Но Москва смирилась со своей участью и городские пейзажи до художественных экспериментов Церетели хранит на фотографиях. Их можно увидеть, например, на выставке «Московские истории. ХХ век. Часть II», открытой в Центре фотографии им. братьев Люмьер до 8 сентября.
Однако, когда монументальная работа скульптора была завершена, возник вполне резонный вопрос: где, собственно водружать статую? Несколько предложений незамедлительно поступило с родины художника, из Грузии, но эту идею Церетели тут же отверг – он хотел найти место для работы, которая «венчает тему его жизни», в России. Но вот как раз Россия от такого подарка оказалась не в восторге. Между несколькими городами и весями разгорелась ожесточённая борьба за право не размещать у себя Иисуса. Когда статуя Христа Спасителя была еще в проекте, Церетели рассчитывал установить ее на Соловках в память о жертвах политических репрессий. Однако руководство Соловецкого музея-заповедника эту идею не поддержало. Следующим в списке был Олимпийский Сочи, однако и там к предложению мэтра отнеслись без энтузиазма, мол, и так у нас город застроили, места мало.
Третьим претендентом на творение Церетели был культурный Петербург. Петербуржцы в силу своей интеллигентности были не столь категоричны, как сочинцы, но тоже намекнули, что неплохо было бы водрузить 83 метра творчества где-нибудь в другом месте. Природная мягкость, надо сказать, петербуржцам на пользу не пошла – они до сих пор в списке возможных дислокаций статуи Христа. Зато статую не прочь принять жители Новосибирска: в поддержку проекта по установке монументального творения Церетели уже организована инициативная группа. Но муниципальные власти с ответом не спешат: ответственность за судьбоносное решение возложена на городской художественный совет. Все верно: в случае чего, им и расхлебывать. Как подчеркнул мэр Анатолий Локоть на встрече со СМИ, подобные предложения поступают в мэрию регулярно. В качестве примера глава города привел идею установки 60-метрового памятника Ермаку.
В последние дни вялотекущая дискуссия по поводу судьбы памятника возобновилась с удвоенной силой и вновь попала на передовые полосы СМИ и в сюжеты новостных каналов. Одним из первых, видимо, тему поднял Михаил Боярский. Известный своим тонким чувством юмора актер предложил снести скандальный питерский долгострой - стадион «Зенит-Арену», - и на его место возрузить тот самый 83-метровый памятник Христу.
Другие питерские деятели культуры шутку Боярского, конечно, оценили, но на всякий случай испугались: мало ли...
Режиссёр Александр Сокуров, к примеру, заявил, что он в принципе поражён самой идеей установить статую в Питере: «Да неужели ваша фантазия простирается так далеко, что вы представляете, что на Дворцовой площади этот абсурд возникнет?! Не до такой же степени!»
«Попытка поставить что-то огромное. Это все-таки не памятник Христу, а памятник самому Церетели», — уверен краевед Дмитрий Ратников.
Николай Буров, директор музея-памятника Исаакиевский собор тоже был непреклонен: «Не ближе Невского лесопарка, то есть в той зоне, где она ничего не затмевала бы и не оскорбляла бы своим видом».
Этнопарк «Усадьба Богословка» — одно из мест, где, как считает администрация Ленинградской области, потенциально может быть установлена статуя Христа. Место намоленное, здесь располагается храм Покрова Пресвятой Богородицы, стилизованный под XVIII век. Высотой он, к слову, 43 метра, вполовину церетелевского монумента. Так что, если что-то пойдёт не так, то бронзовый Христос одержит в прямом смысле сокрушительную победу над русским деревянным зодчеством. Настоятель храма высказываться категорично не спешит, но зато задаётся вполне естественным, хоть и риторическим вопросом: «А что вообще Церетели вкладывает в это (произведение) с духовной точки зрения?»
К слову о духовности, против установки статуи в Санкт-петербурге выступает и Русская Провославная Церковь, считая, что это нанесет непоправимый урон архитектурному облику города на Неве. А в Санкт-Петербургской епархии РПЦ и вовсе прокомментировали идею следующим образом: «Установка гигантских статуй — это не часть православной традиции».
Так что, вопрос «куда ставить будем?» остается открытым. Статую Христа Церетели готов уже отдать безвозмездно любому российскому городу, дело за малым: найти того, кто на отважится принять такой щедрый дар.
Источник фото: архивы пресс-служб