В Эрмитаже открылась выставка ювелирного искусства Cartier

Пьер Картье впервые увидел Санкт-Петербург зимой 1904 года, а уже четыре года спустя организовал выставку Cartier в «Гранд Отеле Европа». Очарованная его украшениями, императрица Мария Федоровна организовала Пьеру царскую аудиенцию с сыном. Приобретенная Николаем II и Александрой Федоровной крошечная булавка стала началом огромного успеха «Ювелиров Картье» — в 1907-м французы получили статус поставщиков двора, а грамота, выданная им, до сих пор выставлена в парижском бутике.

В Эрмитаже открылась выставка ювелирного искусства Cartier
Первый визит Пьера Cartier в Россию (1904-1905) Cartier Archives

В список русских клиентов Cartier входили и люди искусства. Сергей Дягилев дарил танцовщику Вацлаву Нижинскому сапфиры Cartier, а композитор Игорь Стравинский появлялся на публике в золотых часах Tonneau. Особую ценность представляли и русские художники. Братья Картье и их ближайшие помощники Поль Шейруз и Шарль Жако вели с ними тесную дружбу. Французов интересовало не только ювелирное искусство, но и стиль русских церквей, образы народных костюмов, которые позже стали основой для русских тиар (kokochnik).

В Эрмитаже открылась выставка ювелирного искусства Cartier
Бриллиантовая тиара-кокошник с натуральным жемчугом. Cartier Париж, 1908 Cartier Collection Vincent Wulveryck, Cartier Collection

Русская культура ХХ века несомненно повлияла на общий стиль французского Дома — без легендарных клиентов и отсылок к России история Cartier будет неполной.  И теплые отношения с Эрмитажем стали логичным продолжением франко-русской любви. Первая выставка «Искусство Картье» прошла в 1992 году в Зимнем дворце. Тогда привезли более 200 экспонатов, рассказывающих о неповторимом стиле Cartier. Пять лет назад ювелирный Дом и Эрмитаж продолжили свою многолетнюю дружбу — Cartier выступили в роли мецената реставрационной программы музея, и в результате кропотливой работы были возвращены к жизни пять уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства X – XIX веков.

1/5

Фельдмаршальский жезл Александра II, который был изготовлен, украшен эмалью, инкрустирован бриллиантами и изумрудами известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем в конце XIX века.

Французский Дом по-прежнему считает своим главным сокровищем именно ремесло. Талант мастеров беречь уникальные техники в ювелирном, часовом искусстве и создавать украшения вне времени и есть «живое наследие». Именно это определение иллюстрирует диалог между шедеврами и произведениями французских ювелиров. В 2021 году к пяти отреставрированным эрмитажным предметам выставки будут привезены более 30 украшений и часов из собрания Cartier Collection, созвучные по стилю, материалу и технике.

1/4

Брошь, платина, бриллианты, горный  хрусталь. Cartier, 1913 год

Фото: архив пресс-служб