16 июня в Третьяковской галерее в отдельном павильоне откроется проект Павла Каплевича «ПроЯвление». Проект будет доступен зрителям до конца июля.
Александр Иванов стоит обособленной фигурой в мире живописи. Он сумел перерасти академические нормы и выработал свой взгляд на искусство. Достаточно редкий для живописи сюжет «Явление Мессии» Иванов подал в эпохальном ключе, видя в нем смысловую кульминацию Евангелия. Художник надеялся, что его картина призвана возвысить нравственные порывы общества, и верил в возрождающую миссию искусства. «Явление Христа народу» стало для Иванова картиной всей жизни.
«Я хотел моих любезных соотечественников Русских помирить между собою сюжетом своим, первым сюжетом в свете! Который мне ниспослан самим Богом — по крайней мере, я так верю»
Осознав сложность и величие собственного замысла — раскрыть «сущность всего Евангелия» — и не желая быть просто «иллюстратором» Священной истории, он встал на путь глубокого погружения в тему, разрабатывая ее в эскизах и бесчисленном множестве этюдов, чего не делал никто из его предшественников. Это был своего рода эксперимент по сотворению художественного послания человечеству.
Объединив наследие Джотто с колористикой венецианцев и внутренним драматизмом евангельских сюжетов да Винчи, художник согласовывает сюжет с натурой. Особое внимание он уделял фактурным особенностям живописи и работе с линией, варьируя приемы моделировки. Особенностью картины стал прием нон-финито, когда в живописи совмещают тщательно проработанные и незавершенные детали.
Основываясь на экспериментах и открытиях в области художественных технологий и традиционных ремесел, изучив великое полотно, подготовительные эскизы и этюды к нему, Павел Каплевич предложил собственную интерпретацию картины и процесса работы художника.
Популярный театральный художник поиграл с живописно-пластической составляющей картины и перенес художественное полотно на ткань. Медиапроект «ПроЯвление» - это эксперимент с методом высокомолекулярной обработки материалов. На картине Каплевича хлопок переплетается с бархатом или шерстью, а фактура старинного венецианского полотна сменяется эффектом гобелена. Опробованный ранее в театральных декорациях, материал «вобрал в себя» картину Александра Иванова вместе с эскизами к ней.
С помощью современных технологий «Явление Христа народу» оживает, пульсирует, изменяется и даже распадается на 25 вариаций.
Полотно превращается в скульптурный рельеф, полуосыпавшуюся фреску или черно-белую гравюру, а фигуры картины то исчезают в отдалении, то вновь появляются перед зрителем. Дополнительный акцент сосредоточен на музыке.
Композитор Александр Маноцков окутывает зрителя шелестом листьев, пением птиц или журчанием воды.
За «ПроЯвлением» скрытых мотивов картины Иванова можно понаблюдать с 16 июня по 31 июля в павильоне перед входом в главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Фото: архив пресс-служб