Фильм открытия ММКФ-2016
Среди молодого поколения кинематографистов бытует такая шутка: если хочешь «взять» зал, дави на жалость. Что именно провоцирует наивного, замотанного на работе зрителя? Ну, например, дети и инвалиды. Правда, просто дети - это не так интересно. Кто, спрашивается, не видел детей, и с чего бы над ними рыдать. Взрослые инвалиды тоже, конечно, неплохо, но чего-то всё-таки не хватает. Надо объединить! Тут уж у публики точно не останется ни одного шанса уйти из зала с сухими глазами и холодным сердцем. Собственно фильм Сергея Соловьёва «Ке-ды», который покажут первым, сочетает в себе абсолютно все необходимые ингредиенты для «порыдать»: молодой человек по кличке Джаггер, перед службой в армии планирует купить себе модные кеды, а вместо этого оказывается в постели с загадочной девушкой Амирой. Казалось бы, вполне себе тривиальный сюжет, таких тысячи, да что, там – каждый второй, с той или иной долей оригинальности. Однако, уже наутро, наконец, выясняется в чём «соль» - у Амиры есть ребёнок, конечно же, больной, аутист, и конечно, в связи с этим печальным фактом Амире живётся настолько тяжело, что она планирует сдать своё чадо в детский дом. Короче говоря, полный набор – аутизм, дети, детский дом, плюс сдобрим всё это небольшой долей любви. Надеяться остаётся только на хорошее художественное воплощение.
Кто в лидерах
Всего в основную конкурсную программу войдёт 12 фильмов: датско-американская картина «37» Пук Грастен, итало-французская лента «Козни» режиссера Давида Гриеко, польский фильм «Эксцентрики» Януша Маевского о военном эмигранте Фабиане, французская картина «Мари и неудачники» Себастьяна Бетбедера, «Дочь» Резы Миркарими из Ирана, «Голос вещей» Ариэля Эскаланте из Коста-Рики, «Память забвения» бразильского режиссера Руя Герры, корейский фильм «Худшая из женщин», немецкая картина «Центр моего мира», «Пелена» из Филиппин, сербская комедия «Дневник машиниста». Россию в основном конкурсе будет представлять фильм Николая Досталя «Монах и бес».
Каждый из фильмов заслуживает особого внимания, мы же решили остановиться на картинах, которым вполне справедливо, прочат реальный успех.
«37», Пук Грастен (Дания)
Несмотря на более чем внушительную программу, больше других говорят именно о датской картине «37». В основе сюжета – реальная история, произошедшая в 1964-м году. Тогда на глазах у тридцати семи свидетелей изнасиловали и убили девушку. Ни один человек не пришёл жертве маньяка на помощь, ни один не дал против него показания впоследствии. Фильм-размышление о судьбе 37 совершенно разных человек объединённых одним единственным обстоятельством, все они косвенно являются виновниками трагедии, все они в попытке закрыться в собственном мирке, не обратили внимания на чужую беду.
«Козни», Давид Гриеко (Италия)
Итальянцы к кино относятся трепетно. Ещё бы, когда ты творишь в сфере, где до тебя были Феллини, Мастрояни и Пазолини, ошибиться никак нельзя. Кстати, как раз о последнем режиссёре, о Пьере Паоло Пазолини и пойдёт речь в картине. Фильм о последних днях маэстро снял его помощник, Давие Гриеко. В основе сюжета лишь отчасти реальная история, без художественного вымысла и полёта фантазии здесь не обойдётся. Перед самой смертью у Пазолини пропадает негатив фильма. Режиссёр догадывается, кто именно стоит за кражей, и в попытке докопаться до правды попадает в смертельную западню.
«Центр моего мира», Якоб М. Эрва (Автрия, Германия)
Ещё один фильм конкурсной программы, который заслуживает внимания – «Центр моего мира», австрийского режиссёра. Что ж, несмотря на то, что нашу страну нередко обвиняют в отсутствии толерантности к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией, появление этого фильма в основной программе говорит совсем об обратном. Перед нами история школьника, который влюбляется в своего одноклассника. Тема опасная, здесь легко уйти в неприятные подробности, знать о которых хочется далеко не каждому, а можно напротив (как сделал это в своё время Абделатиф Кешиш) так рассказать историю любви, что половая принадлежность потеряет какое бы то ни было значение. В любом случае, попытка вызывает уж если не восторг, то в некоторой степени любопытство, а значит вывод один - смотреть надо.
«Монах и бес», Николай Досталь (Россия)
Единственная российская лента в конкурсной программе авторства Николая Досталя рассказывает нам о послушнике мужского монастыря (Тимофей Трибунцев). Главному герою предстоит преодолеть искушение тёмных сил. На деле картина обещает нетривиальную концепцию и богатый подтекст – эдакая мистическая притча с элементами социальной драмы. Особого внимания, по мнению критиков, заслуживает операторская работа Левана Капанадзе, виртуозно снявшего бессловесную драму Александра Котта «Испытание».
Внеконкурсная программа
«Бесконечная поэзия», Алехандро Ходорковский (Чили, Франция)
Сказка взрослого человека – пожалуй, именно так можно определить ленту Ходорковского. Фильм стал логическим продолжением предыдущей работы художника «Танец реальности. Как и предыдущий фильм «Бесконечная поэзия» - история в какой-то мере автобиографическая, которая повествует нам о жизни абстрактного творческого человека, делающего сложный выбор между реальностью, где места для поэзии нет и не будет, и существованием в мире грёз и фантазий. Главный герой сделает выбор в пользу второго, теперь ему предстоит увидеть жизнь во всей её красоте и даже поверить в чудеса.
«Человек-швейцарский нож», Дэниел Шайнерт, Дэн Кван (США)
Новая история Робинзона Круза и Пятницы, так называют американский фильм с Полом Дано и Дэниелом Рэдклиффом в главных ролях. Правда есть у старой и новой историй одно кардинальное различие. На сей раз оказавшемуся на необитаемом острове Хэнку предстоит встретить не туземца, а…найти труп, более того – подружиться с ним, насколько вообще возможно подружиться с мёртвым человеком. Умерший оказывается вполне себе многофункциональным и даже невероятным образом помогает главному герою выжить, да ещё и найти любовь всей своей жизни. Как относиться к ленте, воспринимать её как продукт воспалённого сознания режиссёров или высшее проявление чёрного юмора – личное дело каждого отдельного зрителя.
«Колыбельная печальной тайне», Лав Диас (Филиппины)
Самая главная особенность этой картины – её продолжительность. Фильм длится восемь часов, так что если вы решитесь посетить кинотеатр ради филиппинского кинематографа, вам придётся потратить на это весь день. Картина повествует об истории Филиппинской революции и ее главном деятеле Андресе Бонифасио. Кстати, «Колыбельная печальной тайне» была отмечена призом им. Альфреда Бауэра за новые перспективы в киноискусстве на Берлинском кинофестивале в феврале этого года.
Фильм закрытия
А вот закрывать 38-й ММКФ будет уже хорошо известный нам по Каннскому фестивалю фильм Вуди Аллена «Светская жизнь». Аллен славится в первую очередь не только своим умением воплощать простенькие на первый взгляд идеи так, что глаз оторвать невозможно, но и безупречным режиссёрским вкусом. То есть иными словами, его картины смотреть можно без всякой попытки оценить. Нужно просто наслаждаться. На этот раз нам расскажут историю молодого и амбициозного человека, который желает покорить Голливуд. На дворе 30-е годы прошлого века, герой Джесси Айзенберга прибывает в город, где становятся звёздами, чтобы покорить Олимп, параллельно влюбляется в героиню Кристен Стюарт (которую уже называют самой востребованной актрисой года) и упорно движется сквозь тернии к звёздам. В Каннах новую ленту Аллена показали первой, что ж, она вполне могла бы задать общее настроение и в Москве, но, с другой стороны, отлично подойдёт и «на закуску».
Жюри и призы
Жюри возглавит болгарский режиссер Ивайло Христов, чей фильм «Лузеры» получил Главный приз 37-го Московского Кинофестиваля «Золотой Георгий». В жюри основного конкурса также войдут режиссер Ульрике Оттингер и индийский продюсер Рандир Капур, старший сын актера Раджа Капура. Жюри конкурса короткометражного кино возглавит французский режиссер-документалист Тома Бальмес.
Как известно, главный приз кинофестиваля – золотая статуэтка «Святой Георгий». Награда была учреждена ещё в 1989 году (до этого победителям полагалось дарить золотые медали) и традиционно вручается победителям в номинациях: За лучший фильм, Специальный приз жюри, За лучшую режиссерскую работу, За лучшее исполнение мужской роли, За лучшее исполнение женской роли. Помимо главных призов основной конкурсной программы, существует ряд других, не менее значимых призов за лучшие фильмы Конкурса «Перспективы», Конкурсов короткометражного и документального кино, Приз за вклад в мировой кинематограф, Специальный приз за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского «Верю. Константин Станиславский», Приз Жюри Международной кинокритики (ФИПРЕССИ), Приз зрительских симпатий, Приз Федерации Киноклубов России.
В этом году официальном партнёром ММКФ фестиваля впервые стала известная ювелирно-часовая компания Chopard, которая представила обновленный дизайн всех призов, разработанный лично сопрезидентом и креативным-директором Каролиной Шойфеле. В швейцарских мастерских бренда было изготовлено 13 эксклюзивных наград, присуждаемых актерам, режиссерам и продюсерам.
В этом году в знак уважения и признания особой роли председателя жюри Московского международного кинофестиваля известный швейцарский бренд изготовил золотую цепь с тремя медальонами из позолоченного серебра, демонстрирующими главный символ кинофестиваля.
Источник фото: кадры из кинофильмов