В сентябре прошлого года в заново открытом модном доме Schiaparelli главным по стряхиванию пыли, реанимации и возрождению был назначен бывший дизайнер Rochas Марко Занини. Но в самом начале этого месяца начались разговоры о том, что Занини покидает марку. А сейчас появилось официальное заявление: стало известно, что бренд расстался со своим креативным директором, представившим всего две коллекции Haute Couture. Модный мир начал высказывать разные мнения, в основном это комментарии "Грустно". И это в самом деле грустно, казалось, только-только в модных кругах циркулировали слухи о том, что председатель Tod's Group Диего Делла Валле, владеющий Schiaparelli, берет его на работу, и совсем недавно мы описывали пальто с преувеличенными плечами и безумные головные уборы, а тут его внезапный уход.
Возможно, это печально еще и потому, что Занини делал ставку на чудачество, нарушение всех правил, эксцентрику в квадрате и на феминизм, как завещала Скьяп. Причем чудачество на грани со странностью, например, на его вещах были изображения крыс. Но нарядные платья были хороши - сильной стороной Занини всегда была вечерняя одежда. Шляпы в духе Эльзы Скьяпарелли ему делал Стивен Джонс. Получалось остро, необычно, по-парижски и иногда трогательно. Никак не старомодно, а свежо.
«Но может ли быть такая странная и сумасшедшая одежда коммерчески успешной?» - аккуратно спросили модные критики, во главе с влиятельной Сьюзи Менкес. В самом деле, насколько, с визуальной точки зрения и с точки зрения маркетинга, это одежда уместна сегодня? В том, что касалось дневных образов, Занини как будто что-то не удавалось. Его приемы были рискованными - замысловатая асимметрия, гигантские плечи и чрезмерная длина не украсят никого и даже самую изящную девушку-модель превратят в героя фильмов Альмодовара неопределенного пола и рода деятельности. С другой стороны, в мире Haute Couture мастерство, нежнейшие перья, утонченное шитье и производимый эффект (все это было) всегда были важнее чего бы то ни было. Коллекции высокой моды с платьями за десятки тысяч долларов вообще известны тем, что прибыли приносят немного, это, как принято сейчас говорить, имиджевая история, а передать дух высокой моды Занини вполне удавалось.
Но, тем не менее, Занини уходит — а ни имя преемника, который возьмет на себя возвращение Schiaparelli, ни причины его ухода нам неизвестны. Вполне понятно одно - эта миссия, реанимировать исторические марки, под силу далеко не каждому талантливому дизайнеру.