Пьер Поль Жирье. Пионы. 1906. Государственный Эрмитаж
Пышно цветущие пионы — одна из первых радостей лета. Благоухающие букеты окружали Пьера Поля Жирье с детства, которое он провел в Марселе. Время спустя художник выставлял свои работы на легендарном Осеннем салоне, подарившем миру фовистов, правда в соседнем от Матисса и Дерена зале. Буквально через год Жирье получил всеобщее признание и любовь коллекционеров. Картина «Пионы» была среди тех немногих полотен «диких» художников в легендарном собрании Сергея Щукина, а сегодня украшает собрание Государственного Эрмитажа.
Николай Кульбин. Солнечная ванна. 1916. Государственная Третьяковская галерея
«Вождь петербургских импрессионистов» Николай Кульбин в 1900-е годы знакомил столичную публику с современным искусством. Адепт передовых художественных идей, он включал в свои работы и фовистские приемы. В картине «Солнечная ванна», название которой звучит как один из пунктов «Списка обязательных дел на лето», природа Крыма преображается под взглядом Кульбина, и лучи палящего солнца начинают играть розовыми, фиолетовыми и голубыми цветами.
Анри Манген. Пейзаж в Сен-Тропе. 1905. Государственный Эрмитаж
Анри Манген — близкий друг «диких» Анри Матисса и Альбера Марке, которых прозвали «три М» — часто приглашал коллег-художников работать в своем саду. Но особым местом для живописца стал Сен-Тропе и его окрестности. На Осеннем салоне 1905 года написанные на берегу Средиземного моря полотна Мангена изысканно выделялись на фоне работ других «дикарей». Неизменную сочную палитру, «его вспышки оранжевого, его роскошные красные» отмечали современники, подчеркивая, что «даже тени, включающие в себя зеленоватые тона, вносили свой вклад в ощущение легкости и веселья».
Алексей Моргунов. Перед грозой. 1910–1911. Частное собрание, Москва
Лето — это не всегда знойное солнце, но и ураганы, которые сменяет радуга. Эти пограничные состояния всегда будоражили художников, в том числе и Алексея Моргунова — внебрачного сына передвижника Алексея Саврасова и соратника авангардиста Казимира Малевича. После путешествия по Европе в 1909 году и знакомства с современным французским искусством начался фовистский период в творчестве Моргунова — время увлечения цветом и упрощением форм. В сцене «Перед грозой» природа словно насторожилась и замерла в предвкушении бури — напряженное настроение подчеркивают яркие краски.
Давид Бурлюк. Цветок бананового дерева. 1921. Частное собрание, Москва
«Устроить себе интересный год без снега, без теплой одежды, без забот об отоплении и тому подобных атрибутах зимних севера» — так Давид Бурлюк оказался на тропических японских островах Огасавара, где и написал «Цветок бананового дерева». К этому времени «Председатель земного шара» уже вписал себя в историю русского авангарда. Самобытная, далекая от европейских традиций культура позволили Бурлюку почувствовать себя Полем Гогеном, отправившемся за вдохновением в далекую Полинезию. Экзотическая реальность преобразила живописный язык художника.
Увидеть «дикие», фовистские работы Альбера Марке, Михаила Ларионова, Роберта Фалька и других художников можно на выставке «Русские дикие» до 28 сентября.
Фото: пресс-служба