Танец фей из балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица» в постановке Ю. Н. Григоровича, 29 октября 1968 года. | marieclaire.ru

Танец фей из балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица» в постановке Ю. Н. Григоровича, 29 октября 1968 года.

Советский и российский хореограф Юрий Григорович ушел из жизни в возрасте 98 лет. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на помощника балетмейстера.

Творческое наследие мастера связано, в первую очередь, с Большим театром: именно в нем он представил свои лучшие постановки, в том числе легендарные «Спартак», «Иван Грозный», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик». Его работы признаны одними из самых выдающихся в отечественной хореографии, а три десятилетия, в течение которых он возглавлял балетную труппу, называют «золотым веком» Большого театра.

«Юрий Григорович ушел из жизни на 99-м году», — сообщил Александр Колесников, долгое время работавший с артистом.

Юрий Григорович на Всероссийском конкурсе артистов балета, ноябрь 2016 года.

Юрий Григорович на Всероссийском конкурсе артистов балета, ноябрь 2016 года.

Последние 17 лет он продолжал работать в Большом театре как штатный хореограф. Кроме того, возглавлял Краснодарский театр балета, созданный им практически с нуля. Его вклад в развитие искусства был отмечен десятками российских и международных наград, включая Ленинскую премию, ордена «За заслуги перед Отечеством» всех степеней и орден Святого апостола Андрея Первозванного.

За те годы, которые Григорович руководил труппой, в его постановках сыграли сотни артисток. Были среди них и те, кто смог составить с мастером идеальный дуэт и стать его музами. О главных балеринах в жизни хореографа — рассказываем ниже.

Алла Шелест

Первая значимая женщина в жизни Юрия Григоровича — Алла Яковлевна Шелест. Она была не только выдающейся балериной, но и его фактической супругой в ранний период жизни. На момент их знакомства в Ленинграде она уже имела признание и была старше Григоровича на восемь лет. Их связывали не только романтические чувства, но и творческое сотрудничество на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Однако с переездом хореографа в Москву их пути разошлись.

Алла Шелест родилась 26 февраля 1919 года в Смоленске. Училась у Елизаветы Гердт и Агриппины Вагановой, чье имя впоследствии получит и школа, где сама Шелест позже преподавала. Ее сценическая карьера в Ленинграде длилась с 193-го по 1963 год, после чего она перешла к педагогической и репетиторской работе, в том числе в Будапеште, Италии и, конечно же, в Мариинском театре.

Шелест, как признавали ее современники, обладала исключительным драматическим дарованием. Каждая ее роль отличалась тщательной проработкой — она досконально выстраивала сценическое поведение и добивалась предельной выразительности в пластике. Особенно ярко это проявилось в ее интерпретации Эгины в «Спартаке» Леонида Якобсона, а также в миниатюре «Вечный идол», которые впоследствии стали эталоном выразительности и чувства в хореографическом искусстве.

Наталия Бессмертнова

Наталия Бессмертнова в фильме-балете «Грозный век», 1976 год.

Наталия Бессмертнова в фильме-балете «Грозный век», 1976 год.

Единственной же официальной женой Юрия Григоровича была балерина Наталия Бессмертнова. Их история началась в 1960-х, судьба свела их в репетиционном зале — тогда хореограф уже начал руководить труппой Большого.

Сперва их связывали исключительно рабочие отношения, но вскоре они переросли в глубокое чувство. Правда, Наталия была замужем за инженером, поэтому с мужем ей пришлось развестись. В 1968 году Бессмертнова и Григорович поженились, несмотря на скептицизм коллег и разговоры в театральных кругах. Некоторые даже утверждали, что Григорович стал отдавать предпочтение супруге при распределении партий, в том числе, в ущерб таким звездам, как Майя Плисецкая и Екатерина Максимова. Однако сам хореограф утверждал, что создает свои спектакли не для супруги, а для великой танцовщицы Наталии Бессмертновой.

Брак двух выдающихся личностей продлился четыре десятилетия. Они были неразлучны, и даже в стенах театра всегда выступали как единое целое. У них не было детей, но все дни вместе они, по собственным признаниям, провели в согласии и любви.

В феврале 2008 года Наталия Бессмертнова ушла из жизни — причиной стала онкология. Ее смерть стала тяжелым ударом для Григоровича, поэтому он долгие годы продолжал работать в театре, чтобы перенести эту утрату.

Людмила Семеняка

В числе ярчайших артисток балета, вдохновлявших Григоровича, была и Людмила Семеняка. Ее звездный час настал в 1972 году — тогда двадцатилетней балерине удалось покорить публику на Всесоюзном конкурсе артистов балета. После этого Юрий Григорович пригласил ее в труппу Большого театра. Вскоре она стала одной из ведущих солисток, исполняя ключевые партии в его постановках — от «Лебединого озера» до «Ангары» и «Каменного цветка» (читайте также: Умирающие лебеди: 5 трагических историй любви русских балерин, которые поразят вас до глубины души)

«В искусстве — он мой крестный отец. Он дал мне судьбу, дал мне театр, дал мне настоящую творческую свободу. Я, например, уверена, что он великий шахматист, он великий режиссер, он великий… нельзя перечислить все секреты и тайны, которые мне чудятся в нем. Но то, что Григорович человек величайшего обаяния, что он абсолютно — артист, балетмейстер — очевидно всем. Всякий раз, когда нужно, он меня поощрял, чем окрылял необыкновенно. Он очень много даров принес, а это могут делать люди только щедрой творческой души», — рассказывала Семеняка о Григоровиче в интервью журналу «Завтра» в 2017 году.

Екатерина Максимова

Еще одной музой в творческой биографии Григоровича стала Екатерина Максимова — прима Большого театра. Именно ей он доверил главную женскую партию в своем первом балете «Каменный цветок», открывшем ему путь как хореографу. Позднее, в 1968 году, он создал для Максимовой партию Фригии в «Спартаке», специально разрабатывая хореографию с учетом ее пластики и актерского таланта.

Однако, несмотря на столь яркое начало, отношения между Максимовой и Григоровичем не всегда были безоблачными. С 1968 года и до момента ее вывода из штата он предоставил ей лишь одну ведущую роль — принцессу Аврору в «Спящей красавице». Этот поступок вызвал неоднозначную реакцию и породил слухи о напряженных отношениях между хореографом и балериной. В 1988 году по инициативе Григоровича Максимова была уволена по возрасту, что стало окончанием их совместной работы.

Фото: Legion Media