Глобальные расходы на туризм сегодня, согласно недавнему исследованию McKinsey, находятся на самом высоком уровне за последние полвека, а рынок путешествий класса truly luxury, оборот которого и так составляет астрономические $1,4 триллиона, растет в среднем на 8 % в год. Драйвером «путешествий не для всех» служит experience economy — «экономика уникального опыта». Речь идет о принципиально новом подходе, когда людям с большими возможностями нужно не просто с комфортом попасть из точки А в точку Б, но и получить в точке Б максимально аутентичный, персонализированный, иммерсивный опыт. В идеале этот опыт должен быть настолько уникальным и впечатляющим, чтобы вы, примерно как невеста одного из самых богатых людей планеты Джеффа Безоса Лорен Санчес или как певица Кэти Перри, поцеловали землю и вернулись домой другим человеком.
Полет длиною в клип
Сложно отрицать — полмира в апреле наблюдало этот полет в прямом эфире. Экипаж, состоящий из журналистки Гейл Кинг, активистки Аманды Нгуен, кинопродюсера Керианн Флинн, ученой из НАСА Айши Боу, а также невесты Безоса Лорен Санчес и певицы Кэти Перри, отправился в космос. Корабль New Shepard компании Blue Origin, принадлежащей Безосу, стартовал вертикально с помощью традиционной ракеты, которая разогналась до скорости 3700 км/ч, за несколько минут взмыла в стратосферу, выбросила капсулу с девушками на борту на высоту 106 км — таким образом экипаж преодолел 100-километровую линию Кармана, которую принято считать «официальной границей» космоса. Корабль New Shepard завис на пике примерно на три минуты (в этот момент участницы «космос-тура» смогли почувствовать состояние невесомости), после чего с помощью парашютов опустился на землю. Общее время полета составило 10 минут 21 секунду.
космические туристки Blue Origin во главе с Лорен Санчес и Кэти Перри
Это не первые космические туристы в истории и даже не первые женщины в космосе — Валентина Терешкова совершила трехдневный одиночный полет по орбите Земли еще в 1963 году. Но это первая исключительно женская «сборная» над линией Кармана и еще — «девичник» в невесомости (перед свадьбой Санчес и Безоса, которая состоится в июне в Венеции). После удачного приземления последовала волна реакций от зрителей, в том числе не самая положительная — мол, стоит ли 11-минутное приключение такого шума, а главное — таких денег?
Удовольствие побывать в космосе действительно недешевое. В 2021 году билет туриста на первый полет корабля New Shepard с Джеффом Безосом и его братом Марком на борту был продан на онлайн-аукционе за $28 млн — в торгах тогда участвовало 7600 человек из 159 стран. За последние четыре года Blue Origin совершила восемь подобных travel-рейсов, цена билета официально не разглашается. Правда, на сайте компании указано, что для начала процесса бронирования потребуется внести депозит в размере $150 тыс. Для сравнения, главный конкурент — компания миллиардера Ричарда Брэнсона Virgin Galactic — пока летает ниже уровня Кармана, на высоту 86 км, и свободно анонсирует цену билета — от $600 тысяч.
Во время съемок фильма «Вызов» в 2021 году наша актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко находились на борту МКС в состоянии невесомости 12 суток, на расстоянии 400 км от Земли. Безусловно, по сравнению с такими сложными и очень дорогими орбитальными миссиями суборбитальные больше напоминают не полет, а прыжок в космос. Впрочем, «прыжки» не требуют специальной подготовки и не имеют возрастных ограничений, поэтому выглядят вполне привлекательно.
Число желающих взглянуть на нашу планету из космоса и готовых платить за это практически любые деньги стремительно растет. По данным британского агентства Rocket Breaks, специализирующегося на космическом туризме, лист ожидания сейчас составляет около 4000 человек. И несмотря на то, что с 2001 года в космосе побывало всего 63 туриста, инсайдеры отрасли прогнозируют, что суб- и орбитальный туризм превратится в индустрию с рекордными оборотами уже в ближайшее время.
«Ужин с видом» — в стратосфере
Любопытно, что вдохновляет людей тратить такие средства и усилия, учитывая, что туры в космос — все-таки дело рискованное (каждый второй тестовый запуск ракеты Starship Илона Маска, например, пока оказывается неудачным). Космонавты называют этот феномен overview effect — «эффектом обзора» — когда с высоты над поверхностью Земли путешественники неожиданно начинают «кожей» чувствовать красоту и уязвимость планеты, иначе видят мир вокруг себя и свое в нем место.
Капсула-ресторан в стратосфере
Чтобы испытать «эффект обзора», впрочем, совсем не обязательно летать выше 100 км над уровнем моря. Американская компания SpaceVIP в ближайшее время готовит к старту любопытный проект — коммерческие туры в стратосферу, на высоту 30 км (это в три раза выше, чем полет любого пассажирского самолета). Невесомость здесь не ощущается, но округлые контуры планеты уже видны.
Капсулу «Нептун», по форме напоминающую воздушный шар и рассчитанную на шесть человек, планируют запускать на рассвете с космодрома во Флориде. «Подъем займет около двух часов, а весь полет — примерно 6–8 часов, — объясняет в эксклюзивном комментарии Marie Claire основатель SpaceVIP Роман Чипоруха. — Идея уникального „космического ужина“ родилась из стремления соединить людей с чем-то большим, чем они сами. Шеф-повар со звездой Мишлен Расмус Мунк из ресторана Alchemist в Копенгагене (заведение входит в топ-50 лучших мира) известен своими новаторскими подходами и уже разрабатывает меню, вдохновленное 60-летием космических исследований».
Капсула-ресторан в стратосфере
Полет в стратосферу не требует подготовки, главное условие — чтобы участники не страдали клаустрофобией. Первые рейсы запланированы на июль 2026 года, стоимость начинается от $500 000 на человека (в эту цену помимо уникального обеда входит экипировка пассажиров от французского бренда Ogier). «На данный момент у нас забронированы два полноценных „капсульных“ рейса, — добавляет Роман Чипоруха. — Среди гостей точно будут знаменитости и даже… померанский шпиц. В будущем SpaceVIP планирует расширить формат, добавив к высокой гастрономии концерты и выставки, а также более доступные варианты от шефа, например „космический бранч“ за $250 000».
На одном бизнес-джете — в шесть стран
«Первые запросы на более продуманные путешествия стали появляться где-то с начала 2010-х, — комментирует тему „экономики уникального опыта“ в туризме генеральный директор консьерж-сервиса Aspire Lifestyles Елена Филипченкова. — Потом случилась пандемия, люди вынужденно замедлились, логистика усложнилась и вектор путешествий еще больше поменялся. Клиенты стали чаще спрашивать: зачем я еду именно в это место? Что именно хочу там получить? Так возник тренд на трансформационный туризм — авторские туры, которые подходят под определение „once in a lifetime“, — опыт, который бывает только раз в жизни».
Полярная станция Барнео (работает примерно месяц в году)
Часто такие путешествия предполагают выход из зоны комфорта с серьезной дозой адреналина. Елена приводит в пример экспедицию на полярную станцию Барнео, расположенную на одной из дрейфующих льдин Северного Ледовитого океана. Научный лагерь Барнео находится рядом с Северным полюсом и работает только в апреле, когда начинается полярный день. Поездка включает перелет до Красноярска, далее — военным самолетом за Северный полярный круг с последующей посадкой на вертолете на дрейфующую льдину. Условия — как в экспедиции: проживание в палатках-модулях, вместо душа — баня и полное отсутствие связи. Зато впечатления и опыт: лекции от ученых-полярников, возможность слетать на Северный полюс, увидеть, как солнце ходит по кругу и не заходит за горизонт.
Еще одно довольно необычное путешествие в формате once in a lifetime — тур по шести странам на Boeing-757 Lujo Black Jet — в компоновке «только бизнес-класс». Эту идею придумала и почти год готовила российская туристическая компания премиум-сегмента LOTİ. Стоил он для каждого участника, по оценкам инсайдеров, как хорошая квартира в Москве. 30 человек, в компании которых, например, Ксения Собчак с сыном Платоном и телеведущая Лена Летучая, стартовали в Москве, дальше — Каппадокия, Руанда, Ботсвана, Замбия, Зимбабве — и финиш на Мальдивах. За две недели путешественники успели на сафари в лучших африканских заповедниках, на треккинг к горным гориллам в Руанде, летали на вертолетах над водопадом Виктория, плавали по реке Замбези и т. д. Это тот случай, когда логистика решает. Если бы не джет, прямые и недолгие перелеты из страны в страну, фаст-треки и бизнес-залы — для большинства такой маршрут показался бы невероятно сложным.
Ксения Собчак с сыном Платоном в Замбии перед полетом над водопадом Виктория (тур African Mysteries от Loti);
Авторские туры по vip-запросу — это всегда индивидуальные сценарии, порой весьма непредсказуемые. Например, путешествие в Бразилию с экскурсией по фавелам Рио или в Венесуэлу по самым опасным районам Каракаса. Полет в Гонконг на встречу с метафизиком и консультацию касательно будущего по древней астрологической системе Бацзы, а затем — детокс в секретной клинике в Макао. Часто значение имеет участие в интересных событиях. Условно, тур на исследовательском судне «Профессор Хромов» по островам в окрестностях Чукотского полуострова тоже гарантирует сильные впечатления: пересечение двух океанов — Тихого и Ледовитого — и двух полушарий, наблюдения за китами, моржами, белыми медведями.
В отпуск — на четыре года
Спрос на трансформационные путешествия в не самые доступные локации рождает предложения. Какие еще сценарии есть на рынке? Приземлиться на вертолете в районе озера Туркана в Эфиопии и поучаствовать в раскопках с известным палеоантропологом. Покататься на сэндбордах по огромным дюнам затерянной долины Сугута в Кении. Отправиться на дайвинг с акулами на Галапагосах, в спа-тур по Антарктиде, провести ночь в палатке в самой крупной пещере мира Шондонг во Вьетнаме (бронь на год вперед плюс 100 % предоплата). Пожить в номере-капсуле под водой океана на Фиджи или лодже-хижине посреди джунглей Амазонки в Эквадоре. Или — позволить себе выпасть из рутины и организовать staycation (сокращение от stay — оставаться и vacation — каникулы).
Эколодж в Эквадоре
Речь идет о поездках от нескольких месяцев и даже лет. В частности, американская компания Villa Vie Residences недавно запустила luxury-круиз длительностью… четыре года. Проживание на лайнере в пятизвездочных апартаментах all-inclusive стоит около $50 тысяч в год. Путешествие включает более 425 портов — в том числе малодоступных — в более чем 140 странах на всех континентах.
Номер-капсула на глубине, Фиджи
Новая туристическая роскошь не всегда предполагает тщательное планирование поездок и продумывание логистики до мельчайших деталей. Иногда особый шик — позволить себе отпустить контроль и прыгнуть в неизвестность. Именно так — Destination Unknown («Направление неизвестно») — называется предложение, которое в прошлом году запустили сразу несколько авиакомпаний. Lufthansa Surprise предлагала пассажирам выбрать тему путешествия, например «культура» или «пляж», а куда именно отправят — секрет. В авиакомпании SAS желающие туристы садятся на самолет в Копенгагене и узнают точку прилета только к концу рейса. В прошлом году пассажиров отправили в Афины, в этом — в Севилью. Оба раза билеты раскупили почти мгновенно.
Текст: Светлана Кольчик, Альбина Юсупова
Фото: соцсети, архивы пресс-служб