Вывеска магазина в Мюнхене, 4 августа 2015 года.
Netflix презентовал новый документальный фильм «Катастрофа: Культ американской одежды». Сюжет рассказывает об истории взлета и падения легендарного бренда American Apparel.
В центре истории — опальный основатель компании Дов Чарни, неоднократно обвинявшийся в токсичном отношении к сотрудникам, сексуальных домогательствах и найме незаконных мигрантов на работу. Правда, сам он все эти обвинения отрицает.
«Документальный фильм Netflix сильно искажает историю American Apparel и Чарни, полагаясь на проплаченных актеров, чтобы эмоционально переформулировать давно опровергнутые утверждения, — заявил представитель Чарни в комментарии Entertainment Weekly. — Можно только надеяться, что полная, неприкрашенная история American Apparel и сил, стоящих за ее падением, когда-нибудь будет рассказана».
Тем не менее сегодня этот фильм обсуждает все — разберемся и мы в ней.
Дов Чарни, 2012 год.
Бренд American Apparel был основан в 1989 году канадцем Довом Чарни. Он стартовал с импорта футболок в родной стране, а вскоре наладил собственное производство и в США. В 1997-м его компания переехала в Лос-Анджелес, где начала активно расти. Сначала в приоритете был опт, однако через время было принято решение перейти на розничную торговлю.
В 2003 году открылись первые фирменные магазины в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Монреале. American Apparel отличалась принципиальной позицией: вся одежда производилась в США. Однако запомнились они далеко не этим.
С самого своего открытия бренд создавал предельно провокационную рекламу — и за это не раз подвергался серьезной критике и обвинялся в чрезмерной сексуализации. Но American Apparel все было нипочем — полуголые женщины и мужчины продолжали позировать на фото, причем чаще всего в недвусмысленных позах (читайте также: Самые провокационные и скандальные сцены в истории кино).
В 2009 году одну из кампаний даже запретили. На ней была запечатлена молодая девушка в расстегнутой толстовке на голое тело. Управление по рекламным стандартам США сочло, что съемка, которую тогда подготовил бренд, «сексуализирует детей». Утверждалось, что модель на тех фотографиях выглядит моложе 16 лет — это может серьезно оскорбить многих зрителей.
Кроме того, ходили слухи, что в некоторых особенно эпатажных рекламных кампаниях снимался сам Чарни. Но несмотря на провокационную деятельность, American Apparel лишь набирал популярность. С 2005 по 2010 год бренд и вовсе переживал свой пик. В 2005 году компания вошла в список самых быстрорастущих бизнесов США по версии издания Inc., а в 2006-м — провела IPO и разместила свои акции на бирже.
Уже в 2009 году Дов Чарни оказался в числе финалистов рейтинга «100 самых влиятельных людей мира» по версии журнала Time. В это же время компания расширилась до 281 торговой точки, что стало, по словам ее основателя, «самым быстрым расширением розничной торговли в истории Америки», а продажи бренда за рубежом превысили 125 миллионов долларов.
Однако вместе с быстрым ростом в компании становилось только больше проблем. В 2010 году аудитор Deloitte & Touche отказался работать с компанией из-за нарушений в финансовой отчетности, что послужило началом для официального расследования. В ходе него было выявлено немало серьезных нарушений: Чарни оплачивал расходы для себя и своей семьи за счет компании, избыточно тратил корпоративные средства и, что самое страшное, издевался над сотрудниками.
Против него выдвигались судебные иски о домогательствах, минимум пяти изнасилованиях, расистском поведении и токсичном отношении к работникам.
Например, Ирен Моралес, сотрудница бренда, обвинила главу компании в вовлечении в сексуальное рабство. Согласно показаниям девушки, Чарни заставлял ее отправлять ему сообщения и фотографии интимного характера, когда она еще была несовершеннолетней — Ирен устроилась в American Apparel в 17 лет. Также она сообщила, что после 18-летия Дов изнасиловал ее в своей квартире.
Суд не нашел прямых доказательств тому, что преступления действительно были совершены. Однако Чарни все же привлекли к ответственности за то, что тот создал блог, в котором опубликовал эротические фотографии с Моралес.
Магазин American Apparel в Париже, 2011 год.
Были и другие случаи, при которых Чарни обвиняли в домогательствах и злоупотреблении полномочий. Именно по этим причинам его и отстранили от должности генерального директора в 2014 году.
Формально же ни одно из обвинений не привело к судебному приговору, иски были улажены финансово или попросту закрыты. Однако было уже поздно — скандалы сильно подорвали репутацию бренда (читайте также: Компромат, шантаж, угрозы: как в Голливуде «чистят» репутацию звезд).
В 2015 году компания подала заявление о банкротстве. К тому моменту долги American Apparel превысили 120 миллионов долларов, а годовые убытки составили около 30 миллионов. Объемы продаж в магазинах по всему миру при этом снизились на 16%.
Финансовые трудности усугубились и неожиданным рейдом иммиграционных служб. В ходе него выяснилось, что около трети работников не имели легального статуса для нахождения в стране. В результате компания потеряла более 1500 сотрудников, что сильно ударило по производству.
В январе 2017 года American Apparel выкупил канадский производитель Gildan Activewear. Сумма сделки составила 88 миллионов долларов. С тех пор розничные магазины были закрыты, бренд был перезапущен лишь в онлайн-формате.
Фото: Shutterstock/Fotodom/Angelina Dimitrova, Legion Media, архивы пресс-служб