Убийства, пытки и сексуальное насилие: как живут женщины Афганистана при «Талибане»
Женщины в Кабуле, 2020 год

С августа 2021 года, когда исламистское движение «Талибан» (организация признана террористической и запрещена в России) стремительно захватило столицу Афганистана, жизнь местных женщин изменилась навсегда. Несмотря на то, что лидеры организации сообщали, что гражданам ничего не угрожает, история правления талибов, которая, в частности, запомнилась как период тотального бесправия женщин, показывает обратное. За полтора года их господства притеснение женщин не прекращалось: талибы ввели в Афганистане раздельное посещение парков для мужчин и женщин, пускали на работу в министерство по делам женщин только мужчин. В декабре 2022 года они запретили девочкам посещать начальную школу, фактически искоренив любое образование для женщин. А в январе 2023 года правительство установило десятидневный срок на закрытие женских салонов красоты в стране и запретило женщинам работать в торговых центрах. Разбираемся, что еще может ждать жительниц Афганистана в ближайшем будущем.

До начала гражданской войны в Афганистане Шукрия Баракзай изучала гидрометеорологию и геофизику в Кабульском университете и планировала в будущем работать по профессии, обзавестись семьей и прожить спокойную жизнь в родном городе. Однако в 1996 году власть в стране захватило исламистское движение «Талибан», и жизнь Шукрии, как и судьбы тысяч женщин страны, изменилась навсегда. 

Убийства, пытки и сексуальное насилие: как живут женщины Афганистана при «Талибане»
Женщина зовет членов своей семьи, чтобы успеть эвакуироваться до прихода талибов, Кабул, 12 августа 2021 года

В беседе с фотокорреспондентом издания The Atlantic, которая на протяжении двадцати лет делала репортажи в Афганистане, Шукрия Баракзай рассказала о том, насколько жестоким и безжалостным был режим боевиков: «Однажды утром, летом 1999 года, я проснулась с головокружением и лихорадкой. Согласно правилам, мне нужен был опекун-мужчина, чтобы выйти из дома и пойти ко врачу. Мой муж был на работе, а сыновей у меня не было. Поэтому я побрила голову своей двухлетней дочери, переодела ее в одежду для мальчиков, чтобы выдать ее за своего опекуна, надела паранджу и отправилась в больницу. Когда около 16:30 мы вышли от врача и направились в аптеку, к нам подъехал грузовик с боевиками — они регулярно ездили по Кабулу на пикапах, чтобы публично опозорить и наказать женщин за нарушение морального кодекса». Далее, по словам Шукрии, мужчины выскочили из грузовика и начали хлестать ее резиновым тросом, пока она не упала, но даже после этого они продолжили бить ее. «Вы знаете, что такое садизм? Они, не имея никаких оснований, просто хотят причинить тебе вред, унизить тебя, проявить неуважение. Это то, что им нравится», — сказала Шукрия Баракзай, которая сегодня является одной из известнейших активисток и политических деятелей Афганистана. 

Рассказ этой женщины в полной мере демонстрирует то, насколько страшен режим боевиков, вновь захвативших власть в Афганистане — комплекс мер, принятый движением в 1996 году, согласно их словам, был направлен на «создание безопасной среды для женщин, где они смогут сохранить свое достоинство и целомудрие», однако в реальности представлял собой лишь систему, полностью лишавшую женщин их прав и свобод.

Убийства, пытки и сексуальное насилие: как живут женщины Афганистана при «Талибане»
Женщины, облаченные в бурки, Афганистан, 31 июля 2021 года

К примеру, согласно правилам движения «Талибан», женщины не имели права передвигаться по городу без сопровождения мужчины, работать, посещать медицинские учреждения, где работали мужчины; до восьми лет они имели возможность изучать Коран, а затем право на любое образование упразднялось; они обязаны были носить бурку (одежду, полностью закрывающую тело и лицо), а также не имели права посещать салоны красоты, использовать косметические средства, красить ногти. Кроме того, женщины не должны были громко разговаривать в общественных местах, ходить на каблуках (примечательно, что речь идет даже о небольшом каблуке — согласно законам, подошва женской обуви должна была быть абсолютно плоской, чтобы при ходьбе не было слышно шагов), появляться на балконах, фотографироваться, принимать участие в теле- и радиопередачах, давать интервью. Любое нарушение каралось жестоким физическим наказанием (ампутация конечностей, избиение кнутом, плетьми, пытки), публичным осуждением и даже казнью, а надзор за соблюдением правил осуществляли специальные службы. Одной из самых громких расправ боевиков над нарушительницами режима стал случай, произошедший в одной из подпольных школ города, организованной женщиной по имени Латифа — когда талибы обнаружили школу, они жестоко избили юных учениц (большинству девочек не было и 10 лет), а саму женщину столкнули с лестницы и под пытками заставили ее поклясться в верности движению.

В 2001 году режим движения в Афганистане был завершен, и вместе с этим женщины получили возможность вернуться к жизни в относительно цивилизованном обществе — они быстро доказали свою неоценимую роль в восстановлении страны и управлении ею, несмотря на то, что многие из консервативных ценностей талибов, имевших глубокие корни в афганском обществе, сохранились. «За последние 20 лет в стране было воссоздано все: от образования до правовой системы, от социальной сферы до экономики. Женщины получили многое. Не только женщины, но и афганцы в целом многого добились», — сообщила Манижа Надери, соучредителница благотворительной организации «Женщины для афганских женщин».

В 2021 году афганские женщины вновь оказались под угрозой — после вывода американских войск с территории государства талибы захватили почти все крупные города, а президент Афганистана Ашраф Гани бежал из страны. Боевики открыли двери тюрем и освободили тысячи заключенных, отправили женщин домой с работы и забрали девочек из школ. В официальных заявлениях лидеров движения говорилось, что гражданам нечего бояться — они анонсировали «всеобщую амнистию», а также отметили, что не собираются ограничивать права женщин, пообещав «обеспечить их права в соответствии с законами шариата».

Убийства, пытки и сексуальное насилие: как живут женщины Афганистана при «Талибане»
Протестующие с плакатом «Спасите женщин Афганистана», 17 августа 2021 года

Впрочем, реальные действия боевиков и кровавая история правления движения заставила людей усомниться в правдивости этих слов — дело в том, что талибы и ранее говорили о необходимости жить в соответствии с законами шариата, однако эксперты отмечают, что принятые ими правила шли вразрез с догмами религиозного учения. Так, согласно данным исследователей, в шариате не существует запрета на самостоятельное передвижение женщин, получение ими образования, работы, а также нет закона, обязывающего женщин носить бурку. И это — лишь малая часть несоответствий.

При этом из разных частей страны поступали тревожные сообщения о нарушении прав и свобод женщин (подлинность которых сложно доказать, учитывая сложившуюся обстановку) — так, по словам жительницы провинции Тахар, она была избита за ношение открытой обуви, а согласно данным нескольких западных изданий, боевики отдали приказ собрать информацию из мечетей относительно количества вдов и незамужних женщин — эксперты опасаются, что этот шаг является началом череды принудительных браков между жительницами Афганистана и боевиками.

Стоит отметить, что во времена правления талибов в 1996–2001 годах девушек выдавали замуж с 16-ти лет — большинство международных организаций (в том числе ООН) относит подобные союзы к категории сексуального насилия или военного преступления. Согласно международной статистике, от 10% до 40% женщин (точная цифра неизвестна), выданных замуж в то время, пытались бежать, не имея возможности выдерживать жестокие условия жизни с супругами, однако большинство из них было поймано и подвергнуто жесточайшему наказанию и пыткам.

Убийства, пытки и сексуальное насилие: как живут женщины Афганистана при «Талибане»
Вдова, потерявшая мужа во время военных действий в Афганистане, 2002 год

Большинство экспертов говорит о том, что существует огромная вероятность установления прежнего режима в Афганистане — по словам Фавзии Куфи, активистки и в прошлом основательницы сети подпольных школ, публичные выступления лидеров движения сильно расходятся с тем, что они делают на самом деле.

«То, что говорили представители движения во время мирных переговоров в Катаре, абсолютно не соответсвует тому, что сейчас происходит в стране. Я не боюсь умереть. Я боюсь, что страна снова погрузится в хаос», — заключила Куфи.

При этом многие женщины выражают готовность бороться за свои права и свободы, отмечая, что последние годы до вторжения боевиков уровень образования и развитости страны в целом отличался от того, что было несколько десятилетий назад. «Сегодня есть новое поколение афганских женщин, женщин, которые не знают, каково было жить при талибах. Они полны энергии и надежд, они не такие, какой была я 20 лет назад. Они более бдительны. Они общаются с миром. Сегодня мы живем не в Афганистане, сожженном в гражданской войне. Это — развитый и свободный Афганистан, со свободными СМИ и свободными женщинами. Талибы могут захватить территорию, но не сердца и умы людей», — сообщила активистка Шукрия Баракзай. И ее слова, как и слова тысяч афганских женщин, готовых бороться за свою страну и свою свободу, дают надежду на лучшее будущее.

Фото: Getty Images