Петр Кончаловский. Наташа на стуле (портрет дочери художника). 1910
С 18 июня по 28 сентября в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Русские дикие» — масштабный совместный проект музея и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Экспозиция объединяет работы французских фовистов и российских художников-авангардистов начала XX века, для которых поиск новых художественных форм стал вызовом традиционному искусству своего времени.
Название выставки отсылает фовизму (от фр. fauve — «дикий»), который стал первым авангардным течением в мировом искусстве. Критик Луи Воксель в 1905 году окрестил «дикими животными» группу молодых художников, выставившихся в Осеннем салоне в Париже. Их живопись — яркая, резкая, экспрессивная — нарушала академические каноны: художники игнорировали перспективу, работали крупными мазками, пользовались интенсивными чистыми цветами. Эти художники, среди которых были Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк, приняли это прозвище, и оно стало названием для их художественного направления (читайте также: «Дикое» искусство для летнего настроения: вдохновляемся вместе с Музеем русского импрессионизма).
Фовизм стал поворотной точкой для европейского и, как показывает выставка, русского искусства. Вдохновленные французскими экспериментами, российские художники переосмысливали их в собственном культурном контексте. Так, в 1912 году Давид Бурлюк в статье для альманаха «Синий всадник» впервые назвал отечественных мастеров «дикими», подчеркивая не подражание, а творческое родство с французскими фовистами.
Анри Матисс. Испанка с бубном. 1909
Экспозиция музея позволяет увидеть выстроенный диалог между произведениями Анри Матисса, Андре Дерена, Альбера Марке и других видных представителей фовизма и картинами Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Казимира Малевича и других русских художников-новаторов. Организаторы не пытаются показать прямую преемственность — вместо этого акцент делают на общем векторе поиска свободы самовыражения, переосмысления формы и цвета, разрушения художественных догм.
Выставка поделена на несколько смысловых блоков. Первый из них посвящён самому фовизму и его стилистическим особенностям. Второй раздел раскрывает тему русского примитивизма, где народные мотивы (иконы, лубочные картинки, вывески) сочетаются с радикально новым взглядом на изобразительное искусство. Третий фокус выставки — символизм, интерес к внутреннему миру и попытки передать нематериальные состояния через живописную абстракцию.
Слева: Аристарх Лентулов. Натурщик на пляже. Ялта. 1909; Справа: Аристарх Лентулов. Женщина на солнце. 1909-1910.
Одним из неожиданных акцентов выставки стало включение в экспозицию работы Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баския «Без названия» (1984). Это уникальное произведение Баския — единственное в российском музейном собрании — становится мостом между историческим авангардом и современным искусством, продолжая линию «дикости» в живописи на новый лад (читайте также: Психоделическая Алиса: как Эди Седжвик стала иконой 60-х).
Дополнительный уровень проекта — современная интерпретация наследия Матисса. В музее размещен раздел Matisse Remix, где молодые российские художники (в числе которых Кирилл Манчунский, Игорь Скалецкий, Варвара Выборова, Катя Бочавар) размышляют о том, как визуальные находки фовистов живут в искусстве XXI века.
Слева: Николай Русаков. Праздник хризантем. 1915; Справа: Давид Штеренберг. Портрет цыганки. 1913
«Русские дикие» — это не только выставка, но и актуальное высказывание о свободе, границах, стиле и смелости. Проект помогает взглянуть на ранний авангард не как на закрытую главу истории, а как на живое и вдохновляющее художественное явление, которое. Страница выставки на сайте музея гласит: «Значение импрессионизма в России колоссально — через увлечение им проходили практически все художники начала XX века. Молодому поколению живописцев он преподнес два важнейших урока: о творческой свободе и самодостаточности живописи».
Фото: картины художников