5 уроков смелости от Дайан Хендрикс — самой богатой self-made woman Америки
Дайан Хендрикс
Фото
informationcradle.com

Будущая успешная предпринимательница появилась на свет в 1947 году в провинциальном городке Белойт, штат Висконсин. «У меня было замечательное детство, я жила на ферме, — вспоминала Дайан Хендрикс. — [У нас был] хороший белый большой дом. Но я всегда мечтала о том, чтобы переехать в город. Всегда мечтала о том, чтобы надеть деловой костюм».

Однако тогда эта мечта представлялась Дайан очень далекой, даже утопичной. Будучи одной из девяти дочерей фермера, она привыкла заниматься делами по дому — готовить, стирать и убирать. Ее отец был убежден в том, что девочкам просто не по плечу «мужская работа», поэтому не подпускал их к ферме. А так как сыновей у него не было, он нанимал мужчин-рабочих со стороны. Дайан с грустью смотрела на ту жизнь, которая кипела на семейной ферме. «Я бы хотела участвовать в этом», — позже говорила она.

Как это часто бывает на юге Америки, Дайан достаточно рано начала вести половую жизнь. Вспоминая время, проведенное в средней школе Osseo-Fairchild, она шутила, что ее любимым предметом были мальчики. «Я забеременела от своей первой любви, когда мне было 17 лет, — рассказывала она. — После чего сделала то, что мои родители считали правильным: я вышла за него [отца будущего ребенка] замуж».

Дайан добавляла, что в те времена в Висконсине «было практически невозможно ходить в школу и не забеременеть». Многие ее ровесницы перешли на домашнее обучение в выпускных классах из-за того, что по законам штата, девушкам в положении было запрещено посещать школьные занятия. «Я приходила в школу, когда ее покидали другие ученики, приносила домашние задания и сдавала тесты, — вспоминала Дайан. — Мне было неловко, но я это пережила».

После родов — за месяц до ее 18-летия — Дайан вместе с мужем и новорожденным ребенком переехала в Джейнсвилл, штат Висконсин. Там молодой папа устроился на завод автомобилестроительной компании Chrysler, пока Дайан присматривала за малышом. Однако так как денег отчаянно не хватало, ей тоже пришлось найти подработку. Она собирала шариковые ручки на фабрике Parker, разносила кофе в местной забегаловке — словом, хваталась за любую возможность пополнить семейный бюджет.

Это было действительно сложное время. Но даже в бесконечном потоке подработок и бессонных ночей рядом с плачущим ребенком Дайан не забывала о своей детской мечте. «Я стала матерью, будучи очень молодой, поэтому мне рано пришлось повзрослеть, — позже рассказывала она. — Однако это не заставило меня поставить крест на своих [карьерных] устремлениях. Напротив, как мне кажется, я стала еще отчетливее понимать, куда мне двигаться дальше, чтобы достичь успеха».

Все больше разочаровываясь в своем муже, Дайан начала искать способ самостоятельно встать на ноги. Она решила заняться недвижимостью: пошла на курсы брокеров и устроилась на работу по продаже квартир в новостройках. Это позволило Дайан не только завязать множество полезных знакомств, но и еще раз доказать себе, что она сильная и целеустремленная женщина; что ей все по плечу. «Я никогда не сомневалась в том, что смогу воспитать сына в одиночку, — говорила она. — Так что ровно через неделю после моего 21 дня рождения я подала на развод».

А всего несколько месяцев спустя ей позвонили с незнакомого номера. Мужчина на обратной стороне провода представился Кеном Хендриксом и сказал, что его друг тайно влюблен в Дайан и хочет пригласить ее на свидание. В последующие три недели Кен звонил ей практически каждый вечер. Они разговаривали обо всем на свете… кроме того самого загадочного «друга», якобы мечтающего заполучить сердце Дайан. В какой-то момент она начала догадываться, что Кен использовал эту легенду как предлог, чтобы самому с ней познакомиться. Вскоре он и сам в этом признался. А затем набрался храбрости и предложил Дайан встретиться лично. Она согласилась.

На свидании Дайан сразу же разглядела в Кене родственную душу. Он родился в простой рабочей семье, но всегда мечтал основать свою собственную кровельную компанию. Сразу же после окончания школы Кен устроился на несколько работ — он «пахал» по 40-60 часов в неделю на заводах, чтобы накопить денег на открытие бизнеса. И уже к 20 годам у него был стартовый капитал, который позволил ему начать свое дело.

Кроме дара к предпринимательству Кен обладал ценными человеческими качествами. Он заботился об окружающих и никогда не позволял чему-либо пропадать зря. Так, наевшись половиной своего сэндвича на первом свидании, он предложил остатки еды бездомному, который стоял у входа в кафе. Должно быть, Дайан нашла что-то очаровательное в его щедрости, потому что много лет спустя — уже став известной бизнесвуман — она поступила точно также: после беседы с журналистом в престижном ресторане она встала из-за стола и спросила у остальных посетителей, не желают ли они помочь ей доесть пиццу.

В Кене Дайан нашла не только свою вторую половинку и будущего мужа, но и партнера по бизнесу: с того момента их жизни переплелись во всех смыслах. Через несколько недель после первой встречи пара решила объединить свои таланты в работе: они начали покупать дома в аварийном состоянии, делать в них капитальный ремонт (Дайан сносила внутренние перегородки и меняла окна, пока Кен возился с крышами), а потом перепродавать их по достойной цене. Описывая их отношения как деловых партнеров, Кен однажды сказал журналу Inc. Magazine: «Я тот, кто начинает работу. Дайан же доводит все до идеала, занимаясь мельчайшими деталями».

За три года совместной работы они купили и отремонтировали около 100 домов в районе Белойта — родного города Дайан. А в 1975 году они официально стали мужем и женой. Поставив свои подписи на свидетельстве о браке, Дайан и Кен создали семью, которая впоследствии превратилась в самый финансово успешный проект в области торговли стройматериалами в новейшей истории Америки.

Через несколько лет после свадьбы, уже имея большой опыт в ремонтных работах, Хендриксы решились на безумную бизнес-авантюру: они заложили все, что у них было, получили банковский кредит в размере 900 тысяч долларов и создали стартап. «Меня до глубины души расстраивало то, что с трудолюбивыми и честными кровельщиками, такими как мой отец, общались будто со второсортным мусором, и я хотел изменить это», — говорил Кен. Поэтому он вместе с супругой решил открыть свой первый оптовый магазин по продаже черепицы, где бы с клиентами-подрядчиками общались с уважением, которое они заслуживали.  

CardКен и Дайан Хендрикс

Чтобы закупить нужные материалы им пришлось объехать десятки черепичных фабрик в нескольких штатах, потому что единого места продаж тогда еще не существовало. Так было положено начало компании American Builders & Contractors Supply Co (ABC Supply). «Перед тем, как мы с Кеном основали ABC, мы работали [над нашим бизнес-планом] около двух лет, — рассказывала Дайана. — У нас была карта, с помощью которой мы отслеживали дистрибуторов и производителей и проводили крупномасштабное исследование нашей отрасли. Мы начинали с одного магазина, но знали, что в перспективе хотим открыть около 200».

За первый год Хендриксам удалось получить хорошую прибыль, благодаря чему они купили еще несколько магазинов и расширили ассортимент товаров на продажу, начав сотрудничать с поставщиками окон, дверей, рабочих инструментов и прочего строительного оборудования. Бизнес-модель, которую придумали Хендриксы, оказалась удачной, однако во время открытия пятого магазина они столкнулись с трудностями: банк, с которым они работали, отказал им в очередном кредите.

«Тогда мы пошли в другой банк, — вспоминала Дайан. — Мы сказали, что у нас дела идут хорошо. [Но] нас просто выставили за дверь. [Сейчас я понимаю, что] это произошло не потому, что мы не оплачивали наши счета или испортили нашу кредитную историю — нет, ничего такого не было; мы вели свой бизнес профессионально и честно — просто мы не соответствовали тем бизнес-моделям, которые существовали раньше». Из-за этого банки и относились к ним с таким недоверием. «Окружающие говорили: „Они просто буря в стакане воды, завтра они исчезнут!“ — добавляла Дайан. — Никто не верил, что мы — парочка необразованных кровельщиков — сможем добиться успеха. Чтобы преодолеть эти навешанные на нас ярлыки и заработать положительную репутацию, нам пришлось много работать и доказывать, чего мы действительно стоим».

Упорство и решимость пары окупились. Преодолев неожиданные препятствия на раннем развитии ABC Хендриксы сумели открыть 33 магазина в течение трех лет и занять третье место в номинации «самый быстрорастущий малый бизнес США» по версии журнала Inc. «Тогда мне казалось, что мы развиваемся очень медленно», — со смехом вспоминала Дайан.

При этом Хендриксы не забывали о семье, в частности — о том, что их дочери и сыновья нуждаются в родительском внимании не меньше, чем их бизнес-партнеры. У Кена было четверо детей от первого брака, у Дайаны — один, а после свадьбы у них родилось еще двое малышей. «Конечно, у нас не получалось ходить с ними на каждый футбольный матч в средней школе, у нас просто не было такой возможности, — рассказывала Дайан в интервью Forbes. — [Однако] мы всегда приходили домой по вечерам [чтобы провести время с детьми]. Я всегда верила в традицию семейных ужинов. Мы с Кеном возвращались между пятью и шестью часами. После этого мы не занимались никакими бизнес-делами. Никогда. С понедельника по пятницу мы всегда ужинали вместе с детьми — сидели и ели за одним столом, что в современных семьях, кажется, уже не принято».  

Более того, Кен и Дайан установили для себя еще одно правило: никогда не работать по выходным. Вместо этого они оставались дома, общались с детьми и водили их на ферму, где они все вместе ухаживали за лошадьми и кроликами.

К 1986 году компания ABC владела уже 50 магазинами, а ее продажи приносили выручку в 183 миллиона долларов. Дайан Хендрикс до сих пор убеждена: им удалось достичь такого успеха во многом благодаря тому, что они использовали все возможности, которые видели перед собой. Даже если они казались призрачными или сложно реализуемыми. Например, в 1984 году распределительные центры по производству кровли, принадлежащие GAF, были выставлены на продажу. В тот момент Дайан и Кен находились в отпуске, но услышав эту новость, они незамедлительно взяли билеты до Нью-Йорка и договорились обсудить покупку 13 магазинов с представителями GAF. У них не было денег на такую крупную сделку, но они нашли способ договориться с банком. «Возможности не всегда приходят в удобное время, — говорит Дайан. — Иногда вам просто приходится менять свои планы, чтобы не упустить свой шанс».

Устойчивому развитию предприятия способствовал и главный принцип Кена: ничто не должно пропадать зря. Он с восторгом «спасал» никому не нужные магазины, превращая их в часть успешной сети. «Не в том месте? Перемести это. Не те люди? Замени их. Неправильная отрасль? Я не верю в это. У меня есть компания, занимающаяся производством станков, и у нас все отлично. Я бы с радостью занялся угольным бизнесом. Все зависит от того, как вы на что-то смотрите и как вы этим управляете», — говорил он.

К 2006 году у ABC было 345 магазинов, более 6000 сотрудников, а объем продаж достиг невероятных 3,1 миллиарда долларов. Согласно статье журнала Inc. за этот год, около половины роста компании Хендриксов произошло за счет приобретения испытывающих трудности независимых дистрибьюторов; вторую половину же составила покупка и улучшение успешных дистрибьюторов и запуск новых.

Тем временем Белойт, где родилась и выросла Дайан, переживал настоящую катастрофу. В 2000-х годах он, как и многие города Среднего Запада, стал жертвой умирающей обрабатывающей промышленности Америки. Самый крупный работодатель — компания Beloit Corp. — закрыла свой цех, на котором трудились около 1500 жителей. Отголоски этого события ощущались во всей экономике муниципалитета, поскольку, по оценкам местных властей, общее количество потерянных рабочих мест в результате закрытия предприятия Beloit Corp. составило от 3000 до 3500, что стало настоящей трагедией для города с населением 35000 человек.

Дайан и ее супруг просто не смогли остаться в стороне. «У меня есть три жизненных кредо и одно из них: „Трагедия жизни — это то, что умирает внутри человека, пока он жив“. Потеря работы как нельзя лучше иллюстрирует это. Вот почему мы должны были вернуть их [рабочие места жителям Белойта]», — говорил Кен. После переговоров с властями Хендриксы купили все опустевшие помещения, ранее принадлежавшие Beloit Corp., и открыли в городе 14 предприятий, что в общей сложности обеспечило 1400 рабочих мест. (помимо тех 750 рабочих мест, которые ABC создали в городе еще до того, как Beloit Corp. разорились). И в довершение ко всему Кен Хендрикс, который всегда славился тем, что видел возможности в тех вещах, которым другие не находили применения, купил неиспользованные 230 акров земли, принадлежавшие Fairbanks Morse, чтобы построить там великолепную штаб-квартиру ABC.

Можно сказать, что таким образом Хендриксы спасли целый город от упадка, разрухи и опустения, а 35000 его жителей — от голода и убийственной нищеты. Однако спасая других, такие «ангелы-хранители», как Дайан и Кен, нередко оказываются не в силах спасти самих себя.

В 2007 году, возвращаясь с работы, Кен зашел посмотреть, как продвигаются ремонтные работы их семейного дома. К тому времени у них с Дайан появилось уже 17 внуков, поэтому они затеяли переделку особняка, чтобы он мог вместить всех членов их большой семьи. Было уже темно, и пробираясь по стройке, Кен не заметил зияющей дыры в полу. Он провалился вниз — на подвальный этаж — получив тяжелейшие травмы. Дайан нашла его только несколько часов спустя. Она сразу же вызвала скорую, которая отвезла Кена в больницу. Но врачи оказались бессильны: в ту же ночь муж Дайан скончался.

Сложно представить, что чувствовала Дайан Хендрикс. Она потеряла не только бизнес-партнера, но и главную опору в жизни, возлюбленного, отца ее детей. «Первый год [после смерти Кена] я просыпалась с мыслью, что мне просто нужно попытаться прожить этот день», — рассказывала она. Ей было невыносимо тяжело даже просто приходить в офис ABC. «На собраниях я всегда сидела рядом с Кеном, а теперь это место пустовало. Я была совсем одна», — вспоминала Дайан.

Однако мир большого бизнеса не сильно волновала трагедия, которую переживала овдовевшая владелица многомиллиардного предприятия. Вместо этого сразу несколько крупных корпораций выстроились в очередь, чтобы купить ABC. «Они думали: „Вот теперь эта грустная, скорбящая вдова продаст все, и компания рухнет“», — говорил исполнительный директор ABC Дэвид Лак.

Но они недооценивали Дайан. Конечно, в период с 2007 по 2009 годы, совпавший с мировым экономическим кризисом, ABC сильно пострадала: ее продажи упали на 10%, и 30 магазинов были закрыты навсегда. Но владелица компании не опускала руки. «В жизни может случится все, что угодно, — говорила она. — Происходят вещи, которые мешают вашим планам, и вам приходится сделать крюк. [Вам] не нужно отказываться от цели. Нужно лишь изменить свою траекторию [движения к ней]. Будьте к этому готовы. Это просто жизнь…»

Продолжая видеть успех на горизонте, Дайан заметила еще одну возможность приблизиться к нему и воспользовалась ей. Как отмечает издание Forbes, в те годы у одного из главных конкурентов ABC — компании Bradco Supply, которая недавно была продана группе прямых инвестиций Advent International — было неопределенное будущее. Бренд владел 130 магазинами, при этом его объем продаж составлял около 1,5 миллиарда долларов. И в тот период экономической нестабильности Дайан инициировала встречу с представителями Bradco Supply для обсуждения выкупа всех активов бренда. И в мае 2010 года ABC объявила о своем крупнейшем приобретении в истории: в результате сделки компания стала обладать 480 магазинами в 45 штатах с объемом продаж, превышающим 4 миллиарда долларов.

«Я спрашивала себя: что бы сделал Кен во время этой рецессии [экономического спада]? И мне кажется, он поступил бы точно так же», — убеждена Дайан. «Мы нанесли удар по отрасли, — делился тогда своим восторгом Дэвид Лак. — Если кто-то и сомневался в смелости Дайаны, то они просто недостаточно хорошо ее знали».

Затем, в 2016 году, компания совершила еще одну беспрецедентную покупку: приобретя L&W Supply за 674 миллиона долларов, ABC стал владельцем 700 магазинов и достиг прибыли в 9 миллиардов долларов. Год спустя Дайан Хендрикс возглавила рейтинг богатейших self-made женщин по версии Forbes. И с тех пор она уверенно удерживает эту позицию: в 2021 году владелица ABC увеличила свое состояние до 11 миллиардов долларов и вновь обошла всех своих конкуренток.

Что касается Белойта, то даже после смерти супруга Дайан Хендрикс продолжает активно помогать родному городу. Купив целый квартал в центре, она отремонтировала здания за свой счет и улучшила инфраструктуру, благодаря чему там открылись модные суши-бары и фешенебельные рестораны. «Это выглядит, как будто мы просто украшаем город, но на самом деле мы помогаем экономике», — поясняет она.

Какие правила жизни помогают Дайан Хендрикс всегда двигаться только вперед? О том, какими принципами следует руководствоваться любому предпринимателю на тернистом пути к успеху, она рассказала в интервью изданию Forbes.

Честно ответьте себе на вопрос: а готов ли я стать предпринимателем?

«Каждый, у кого появляется бизнес-идея, сразу начинает думать, что он предприниматель. Но давайте поймем, что же действительно кроется за этим словом. Оно означает, что вы готовы работать, рисковать и разочаровываться. Это серьезное обязательство. Так что когда мне кто-то говорит: „Я предприниматель, я собираюсь открыть свое дело“, [я спрашиваю у него] — вы действительно готовы пахать? Есть ли у вас страсть к тому, чем вы собираетесь заниматься? И хорошо ли вы обдумали все? Потому что вероятность успеха очень низка. И если у вас недостаточно страсти, искреннего стремления построить компанию, то вам вряд ли это удастся. И это может стать обескураживающим — даже фатальным — опытом для вашего [ментального] благополучия».

Перед выходом на рынок сделайте свою «домашнюю работу»

«[Прежде всего], составьте свой бизнес-план в письменной форме, покажите его паре человек, которых вы уважаете. И наконец, представьте его банкиру, не прося у него денег. [Задайте себе вопрос: ] существует ли в мире запрос на то, что вы планируете сделать — на услугу, которую вы хотите предоставить, или на продукт, который вы пытаетесь продать?»

«Каждый [кто хочет стать предпринимателем] должен пройти через это испытание: попытаться убедить кого-то, что его мечты реализуемы. Это может быть унизительным опытом, потому что окружающие часто нас не понимают. Но вы должны быть полностью привержены своим целям и воплощать их в жизнь. Отчасти это нужно для того, чтобы сформулировать свою мечту, начать к ней двигаться и научиться отстаивать свою точку зрения».

Успех — это недостижимая величина; но именно движение к ней и является залогом вашего успеха

На вопрос: «Какие подводные камни есть у успеха?», Дайан Хендрикс ответила: «Ощущение, что независимо от того, где вы находитесь сейчас, вам еще предстоит пройти огромный путь. Вы не можете достичь желаемой цели и почувствовать, что полностью реализовали свой потенциал. [Но] возможно, это и есть ключ к успеху: всегда стремиться, доказывать и добиваться большего, но никогда не быть удовлетворенным».

Не создавайте себе кумиров; цените людей, которые находятся рядом с вами

«У меня нет кумиров, но есть люди, которых я действительно уважаю. Рональд Рейган, например, отстаивал идеалы, которые я ценю: честность, патриотизм и фундаментальную веру в добро и способности человечества. У меня также есть очень близкие друзья, которые оставались рядом со мной в хорошие, плохие и даже невыносимые времена. Пожалуй, в моих глазах именно они являются настоящими героями».

Следуйте своим инстинктам и владейте нужной информацией

«Не думаю, что я когда-либо прислушивался к каким-либо „необычным“ советам. На самом деле, я вообще редко следую посторонним рекомендациям. Я доверяю своим инстинктам и ищу информацию, чтобы принимать полностью обоснованные решения. Это то, чем я всегда руководствуюсь».

Материал создан в рамках поддержки Международной Премии для деловых женщин Bold Veuve Clicquot и Marie Claire. Больше вдохновляющих историй успешных женщин, которыми мы восхищаемся, можно найти на официальном сайте Премии.

Фото: Getty Images